Медицина        13.02.2024   

Анализ стихотворения «Осенний вечер. «Осенний вечер», Тютчев Ф.И.: анализ стихотворения Эпитеты осенний вечер

Тютчев является одним из великих русских поэтов XIX века, тонко чувствовавшим красоту окружающей природы. Его пейзажная лирика занимает значимое место в отечественной литературе. «Осенний вечер» - стихотворение Тютчева, соединившее в себе европейские и русские традиции, по стилю и по содержанию напоминающее классическую оду, хотя его размеры куда скромнее. Федор Иванович увлекался европейским романтизмом, его кумирами были и Генрих Гейне, поэтому его произведения выдержаны в этом направлении.

Содержание стихотворения «Осенний вечер»

Тютчев оставил после себя не так уж много произведений - около 400 стихов, потому что всю жизнь занимался дипломатической государственной службой, на творчество практически не оставалось свободного времени. Но абсолютно все его работы поражают красотой, легкостью, точностью описания тех или иных явлений. Сразу видно, что автор любил и понимал природу, был очень наблюдательным человеком. «Осенний вечер» Тютчев написал в 1830 году во время командировки в Мюнхен. Поэту было очень одиноко и тоскливо, а теплый октябрьский вечер навеял ему воспоминания о родине, настроил на лирико-романтический лад. Так и появилось стихотворение «Осенний вечер».

Тютчев (анализ показывает наполненность произведения глубоким философским смыслом) не изъяснялся с помощью символов, в его время это было не принято. Поэтому поэт не связывает осеннюю пору с увяданием красоты человека, угасанием жизни, завершением цикла, делающего людей старее. Вечерний сумрак у символистов связан со старостью и мудростью, осень навевает ощущение тоски, но Федор Иванович попытался в осеннем вечере найти что-то положительное и прелестное.

Тютчев просто хотел описать открывшийся его взору пейзаж, передать свое видение этой поры года. Автору нравится «светлость осенних вечеров», на землю опускаются сумерки, но грусть озаряется последними лучами солнца, которые дотронулись до верхушек деревьев и осветили листву. Это Федор Иванович сравнил с «кроткой улыбкой увядания». Поэт проводит параллель между людьми и природой, ведь у человека подобное состояние называется страданием.

Философский смысл стихотворения «Осенний вечер»

Тютчев в своем произведении не проводил разделения между живой и потому что он считал все в этом мире взаимосвязанным. Люди очень часто даже неосознанно копируют какие-то поступки или жесты, которые видят вокруг. Осенняя пора тоже отождествляется с человеком, ассоциируется с его духовной зрелостью. В это время люди запасаются знаниями и опытом, осознают ценность красоты и молодости, но не могут похвастаться чистым взглядом и свежим лицом.

«Осенний вечер» Тютчев написал с легкой грустью о безвозвратно ушедших днях, но в то же время с восхищением совершенства окружающего мира, у которого все процессы цикличны. У природы нет сбоев, осень навевает тоску холодным ветром, срывающим желтые листья, но за ней придет зима, которая покроет все вокруг белоснежным покрывалом, затем земля проснется и запестрит сочными травами. Человек же, переживая очередной цикл, становится мудрее и учится наслаждаться каждым мигом.

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Осенний вечер"

Осенний вечер

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть!..
Зловещий блеск и пестрота дерёв,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье - и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья!

Стихотворение «Осенний вечер» относится к периоду раннего творчества Ф. И. Тютчева. Оно было написано поэтом в 1830 году во время одного из кратковременных визитов в Россию. Созданное в духе классического романтизма изящное, легкое стихотворение - не просто пейзажная лирика. Тютчев осмысливает в нем осенний вечер как феномен жизни природы, ищет аналогию явлению природы в явлениях человеческой жизни, и эти поиски придают произведению глубокий философский характер.
«Осенний вечер» представляет собой развернутую метафору: поэт ощущает «кроткую улыбку увяданья» осенней природы, сравнивая ее с «божественной стыдливостью страданья» в человеке как прообразом нравственности.
Стихотворение написано пятистопным ямбом , использована перекрестная рифмовка. Краткое, двенадцатистрочное стихотворение - одно сложноподчиненное предложение, читающееся на одном дыхании. Словосочетание «кроткая улыбка увяданья» объединяет все детали, создающие образ увядающей природы.
Природа в стихотворении изменчива и многолика, насыщена красками и звуками. Поэт сумел передать неуловимое очарование осенних сумерек, когда вечернее солнце изменяет лик земли, делая краски насыщенней и ярче. Яркость красок (лазурь, багряные листья, блеск, пестрота дерев ) слегка приглушается создающими полупрозрачную дымку эпитетами - туманная, легкая.
Для изображения картины осенней природы Тютчев использует прием синтаксического сгущения, соединяя воедино различные средства художественной выразительности: градацию («ущерб» , «изнеможенье» ), олицетворение («томный шепот» листьев), метафоры («зловещий блеск» , «Улыбка увяданья» ), эпитеты (умильная, кроткая, стыдливая, туманная ).
«Осенний вечер» насыщен разнообразными по структуре и значению эпитетами - синтетическими («зловещий блеск и пестрота дерев» ), цветовыми («багряных листьев» ), сложными («грустно-сиротеющей» ). Контрастные эпитеты - «умильная, таинственная прелесть» и «зловещий блеск» , «туманная и тихая лазурь» и «порывистый, холодный ветр» - очень выразительно передают переходное состояние природы: прощание с осенью и предчувствие зимы.
Состояние природы и чувства лирического героя помогает выразить используемая Тютчевым аллитерация , при помощи которой создается эффект падающих листьев («Багряных листьев томный шепот» ), свежее дыхание ветра («И, как предчувствие сходящих бурь//Порывистый, холодный ветр» ).
Для поэта характерно пантеистическое осмысление пейзажа. Природа у Тютчева очеловечена: подобно живому существу она дышит, чувствует, испытывает радость и грусть. Тютчев воспринимает осень как кроткое страдание, болезненную улыбку природы.
Поэт не отделяет мир природы от мира человека. Параллель между двумя этими образами создается с помощью олицетворения и составного эпитета «грустно-сиротеющая» , акцентирующего тему прощания. Легкая грусть, навеянная предчувствием скорой зимы, смешивается в стихотворении с радостным чувством - ведь природа циклична, и вслед за грядущей зимой окружающий мир вновь возродится, запестрев сочными весенними красками.
В мгновенное впечатление от осеннего вечера Тютчев вместил свои мысли и чувства, всю бесконечность собственной жизни. Тютчев сравнивает осень с духовной зрелостью, когда человек обретает мудрость - мудрость проживать и ценить каждое мгновение жизни.

Пейзажная лирика всегда углубляет читателя в мир грез, надежд, созидательности и грусти. Именно такое произведение Федора Тютчева «Осенний вечер». Из самого названия уже понятно, что произведение об осеннем пейзаже, о прекрасной поре увядания природы.

В самом начале автор показывает как восхитительны осенние пейзажи, все спокойно и умиротворенно, покой и прелесть, тишина и таинственный свет заката. Немного позже настроение не только читателя, но и поэта меняется, появляется тревога, в свете заката, который падает на упавшую листву, а в легком осеннем воздушном движении, кажется везде таится какая-то угроза. Дальше снова в душе поселяется тишина, покой, некая завораживающая неподвижная картина. Заход солнца, а на смену заката приходит лазурь и крайние солнечные лучики скрывает некая туманная дымка, тоска, грусть, расставание с солнцем и теплом, это все как сама жизнь для него. Вдруг, внезапные сильные порывы ледяного ветра, вестники неминуемой зимы, он грустит от окончания осени, волнуется и теряет спокойствие. Само произведение читается достаточно спокойно и не имеет резких эмоциональных скачков.

Прочитав стихотворение «Осенний вечер», кажется будто все человечество, сам автор и природа стали одним целым, бессмертным, ведь на смену одному времени года придет другое, на смену одному жизненному циклу придет другой, точно так, как за днем наступает ночь.

Перекрестная рифма, написанная пятистопным ямбом с двухсложной стопой с ударением на втором слоге. С точки зрения синтаксиса – это произведение сплошное сложное подчиненное предложение. Использование множества троп, метафор, сравнений, с эмоциональными эпитетами, сильными образами, емким глубоким философским смыслом, неким внутренним душевным движением.

В таком маленьком стихотворении, столько человеческого чувства, столько образов, мыслей, и все это ни в коем случае не перегружает композицию.

8 класс, 10 класс

Анализ стихотворения Осенний вечер Тютчева

Федор Тютчев – человек, который недаром занимает место, и очень достойное, в русской литературе 19 века. Так как именно этот человек смог описать все достоинства природы и красоту ее, и не просто это сделать, но к тому же соединить традиции европейской и российской литературы.

Стихотворение «Осенний вечер» Федора Тютчева очень красиво, но не слишком большого размера. Оно состоит из двенадцати предложений, и не разделено на строфы. И это все создает эффект интересный и подробный. Именно это стихотворение Тютчева критики считают символом самого классического романтизма в литературе, и, конечно, не только в русской.

Оно написано в 1830 году. Тогда, в то время, как было написано это произведение, Тютчев находился в Мюнхене, а потому, понятно, почему в его произведение такой необычный настрой. Ведь осень, да еще и в чужой стране, навевала на него такие печальные и тоскливые воспоминания и просто мысли. Тоска по родине может быть трагичной, но вместе с тем романтичной?

Октябрьский вечер, погода дождливая, серое небо, ветер холодный – прекрасный фон для написания именно такого прекрасного и в какой-то степени, даже уютного стихотворения. Такая погода сильно повлияла на поэта, или же тоска по родине, но произведение – вышло прекрасным, и читается символом романтики, именно классической в литературе.

Осень, сама по себе, как пора года, связана с тем, чтобы делать людей сумрачными, но она может помочь создать такое прекрасное произведение. Тютчев прекрасно использовал как время, так и место. Кроме того, поэт все-таки находит в такой погоде какую-то свою своеобразную прелесть. И это подчеркивает в начале произведения своего. Что даже такая пора года, и особенно ее тоскливая середина, может обладать своей необъяснимой манящей красотой и уютностью. Светлые осенние вечера – что может быть прекраснее для уставшей души, как себя тогда чувствовал на чужбине автор.

Анализ стихотворения Осенний вечер по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Забелелся туман за рекой Сологуба

    В стихотворении «Забелелся туман за рекой…» поэт-символист Федор Сологуб приглашает читателя в свой особый мир – мир тончайших оттенков чувств и красок, мир неведомого и невыразимого.

  • Анализ стихотворения Кузнечик дорогой Ломоносова 6 класс

    Произведение относится к многочисленным переводам, осуществленных автором, и является переложением одного из сочинений древнегреческого поэта Анакреона с добавлением в финале стихотворения двух строк собственного текста.

  • Анализ стихотворения Жуковского Невыразимое 9 класс сочинение

    Данная элегия является одной из самых известных работ поэта. В данном произведении поэт освещает проблему, которая постигает многих писателей. Иногда поэт сталкивается с тем, что не может правильно выразить свои мысли

  • Анализ стихотворения Тютчева Тени сизые смесились…

    Начать анализ знаменитого стихотворения «Тени сизые смесились…», автором которого является Тютчев Федор Иванович нужно начинать с того, как именно у поэта зародилась мысль создать данное стихотворение.

  • Анализ стихотворения Ночь крещенская морозна Фета

    Стихотворение «Ночь крещенская морозна» является одним из произведений Фета, и было написано оно примерно в 1842 году.

Прекрасные, шедевральные работы Федора Тютчева, посвященные пейзажной лирике, занимают достойное место в обширной русской литературе. В своих стихотворных работах автор умело соединял и традиционно русские мотивы и классические европейские особенности литературного жанра.

Творческое наследство Федора Тютчева, которое переходит из поколения в поколение, достигает 400 работ. Практически все свое время он посвящал дипломатической службе, поэтому, времени на создание литературных шедевров не оставалось. Но, это не помешало автору пополнять копилку русской литературы прекрасными работами, которые можно отнести к классическому романтизму. Одной из таких работ является «Осенний вечер».

На момент написания своего стихотворения, поэт находился вдали от родины и безумно тосковал, скучал по ней. Именно поэтому, в один из осенних вечеров, Федор Тютчев и создал такую волнующую, нежную, изящную стихотворную работу.

С первого взгляда, авторское творение наполнено необычайной грустью, ведь именно осенью природа умирает, жизнь останавливается. Сумрачный вечер навеивает мысли о старости. Однако, автор не желал создавать тоскливое стихотворное произведение, поэтому, уже с первых строк Тютчев пишет про светлость вечеров, за которыми он наблюдает.

Поэт уловил именно тот момент, когда заходящее за горизонт солнышко, дотрагивается своими лучами до крон деревьев, делая их яркими и сияющими. Такой момент автор называл «улыбкой увядания».

В данной работе автор не разделяет природу на живую и неживую. Он думает о том, что человек копирует все, что ежедневно окружает его. Поэтому, для него осень – это период полноценной зрелости, когда каждый из нас может оценить и осознать уходящие жизненные моменты.

Тютчев выражает восхищение, которое он испытывает по отношению к явлениям природы. Он говорит об их цикличности. Ведь не стоит грустить. На смену тоскливой осени придет снежная, пушистая зима. А затем, деревья и кустарники снова проснуться, и зазеленеют сочной листвой. А каждый человек, который вместе с природой прошел цикличный круг, приобретет знания и мудрость. И они помогут ему в дальнейшем.

Цель:

  • знать основные мотивы лирики Тютчева, особенности изображения мира природы;
  • уметь анализировать и интерпретировать пейзажную лирику поэта;

Оборудование: компьютер с проектором, слайды с изображением портрета Тютчева, картин Левитана «Золотая осень», «Осень. Сокольники», с текстами стихотворений «Осенний вечер» Тютчева и «Унылая пора! Очей очарованье…» Пушкина.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Мы уже говорили о том, что поэзия Тютчева вне времени и пространства, она глубока, философична и актуальна в любое время. Любовь и ненависть, жизнь и смерть, радость и горе, страдания и умиротворение – всё это есть в лирике поэта. Мир человеческих страданий, переживаний, с одной стороны, и мир природы – с другой. Но эти два мира существуют в неразрывной связи. Порой кажется, что человек в этом мире – песчинка. Он бессилен, слаб перед стихийными силами природы:

И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь, и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию тёмной…
В душе своей, как в бездне, погружён,
И нет извне опоры, ни предела…

Но природа у поэта имеет и другой лик:

Не то, что мните вы, природа:


Эти стихи станут эпиграфом к нашему уроку.

Пейзажная лирика Тютчева имеет глубоко философский характер. Изображение природы и человеческой жизни сплетены в ней воедино. Человек показан как часть природы, а сама природа – как живое существо, наделённое человеческими качествами. Разлад между ними приводит к трагедии. Изображение природы и человека в ней – основной мотив творчества поэта.

Сегодня мы прочитаем стихотворение «Осенний вечер» и попробуем погрузиться в поэтический мир Тютчева.

II. Чтение и анализ стихотворения «Осенний вечер».

Прежде чем окунуться в мир поэзии Тютчева, обратимся к собственному опыту: напишите ваши ассоциации к слову ОСЕНЬ. Вспомнить ваши чувства, ощущения вам помогут картины Левитана «Золотая осень» и «Осень в Сокольниках» – на экране демонстрируются картины. После того как ученики напишут свои слова-ассоциации, они их проговаривают, дополняют свои записи. Примерный перечень слов: сентябрь, жёлтые листья, прозрачный, чистый воздух, тишина, золотая осень, бабье лето, паутина, восторг, восхищение; дожди, грязь, слякоть, тёмные ночи, пасмурное небо, тихие вечера, холодные ветры, ненастная погода, грусть, тоска, одиночество…Одинокая тёмная фигура женщины на картине Левитана говорит о какой-то потере, скорби, как будто что-то ушло безвозвратно…Но могут быть и совершенно неожиданные слова – это зависит от учащихся. Эта работа проводится для того чтобы создать определённое настроение, подготовить учащихся к восприятию стихотворения Тютчева, довольно сложного для учащихся якутской школы. Учитель при этом говорит, что вся работа, которая проводится сегодня на уроке – это подготовка к домашнему сочинению, всё, что они узнают, будут записывать, послужит материалом для сочинения.

Чтение стихотворения (текст демонстрируется на экране, имеется в учебниках)

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерёв
Багряных листьев томный, лёгкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землёю,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье – и над всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовём
Божественной стыдливостью страданья.

Приступаем к анализу стихотворения:

Какое настроение вызывает оно? Напишите в тетради ваши ощущения, ваше настроение (грустное, торжественное, восторг, восхищение, тревога, чувство утраты, потери, тоски)

  • Что создаёт это настроение, вызывает эти чувства? (эпитеты, метафоры, сравнения).
  • Выпишите эти слова в два столбика – «светлые» и «тёмные» (светлость осенних вечеров, умильная, таинственная прелесть, томный, лёгкий шелест листьев, туманная и тихая лазурь, кроткая улыбка, божественная; зловещий блеск, грустно сиротеющая земля, предчувствие бурь, порывистый ветер, ущерб, изнеможенье, увяданье, страдание)
  • Чтобы лучше понять стихотворение, поработаем с некоторыми из них.
  • Как понимаете слово УМИЛЬНАЯ? Подберите однокоренные слова – умиляться, милый. То есть любимый. То, что вызывает восторг, восхищение.
  • метафоры томный шелест, сиротеющая земля – что они означают?
  • ТОМНЫЙ – взгляд, голос. Подберём синонимы – волнующий, нежный, ласкающий. У Тютчева -томный шелест листьев.
  • Почему земля СИРОТЕЮЩАЯ? (всё кругом пустеет, деревья сбрасывают свой летний убор, трава увядает, сохнет, поля тоже пустеют). Всё кругом умирает, земля сиротеет.
  • Почему ТАИНСТВЕННАЯ прелесть? Потому что картина вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, тихий, прелестный осенний вечер и вдруг… Найдите в стихотворении место, где настроение меняется. С чем это связано? Что происходит вдруг? – порывистый ветер. Который привносит тревогу, настроение безысходности, усталости… Недаром говорят, ветер перемен. Ветер – всегда к изменению погоды. Погода осенью очень переменчивая – то солнце, то дождь, то ветер… Осень – промежуточное время года между ярким, пёстрым, шумным летом и суровой зимой. Природа осенью готовится к долгой зиме. Это как затишье перед бурей. Вот откуда эта тайна – неизвестно, что будет завтра.
  • Найдите ещё одну метафору, в которой ясно выражено это противоречие. Зловещий блеск – эпитет ЗЛОВЕЩИЙ предвещает что-то злое, страшное. Этот приём называется оксиморон – стилистическая фигура, сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие. Например, живой труп, жестокий ангел, честный вор и т.д. Определение нового слова ученики записывают в тетради.
  • УВЯДАНЬЕ – подберите синонимы: угасание, старение, исчезновение, умирание. Природа осенью умирает, краски блекнут, всё становится бледным, зыбким, ненадёжным.
  • Природа у Тютчева живёт, страдает, как и человек. Это стихотворение о природе, но не только. Подумайте, о чём ещё?
  • О человеческой жизни. О старости. О стыдливом, божественном страдании. Так мог писать очень мудрый человек. Говорят, осень жизни наступила. Это когда человек прожил жизнь, всё позади, впереди только смерть. И тогда становится понятно, откуда эта щемящая грусть, откуда это страдание.
  • Как вы думаете, от чего страдают старые люди? (от одиночества, от непонимания, от немощи, от того, что не хватает внимания, заботы…) Но страдают они молча. Они как бы стыдятся своей старости. Вот откуда это стыдливое, божественное страдание.
  • В чём же особенность тютчевского изображения природы? Как он её показывает? (Он показывает её как живое существо, он пытается понять её душу, услышать её голос. Природа у Тютчева – живое существо). В этом мы видим философский характер стихотворения. Оно о природе, и в то же время о человеческой жизни.

Сделаем краткий вывод: стихотворение Тютчева вызывает двоякое чувство – с одной стороны, мы видим прелестную картину тихой осени, когда всё золотится, пестреет яркими красками, слышим лёгкий шелест листьев, чувствуем дуновение свежего ветра. В чистом, прозрачном воздухе летают тонкие паутинки. И картина эта вызывает у нас восторг, восхищение, умиление. С другой стороны, так же, как на картине Левитана «Осень в Сокольниках», в стихотворении появляется чувство скорби, тоски, одиночества – ветер, как предчувствие сходящих бурь, сметает всё на своём пути, срывает листья с деревьев, оголяется лес, пустеют поля, всё увядает, сохнет, умирает… Приходит ассоциация с человеческой жизнью, когда приходит старость – позади бурная жизнь, полная событий, впереди только смерть. Становится жутко. Стихотворение Тютчева заставляет задуматься о жизни, о её смысле. О том, что все мы – дети природы, и связаны с ней неразрывной нитью.

Повторное чтение стихотворения.

  • Не правда ли, что теперь вы по-другому его прочитали?
  • Какие стихи другого поэта напоминает стихотворение Тютчева? – Стихи Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!»: много общего в описании природы, осени. Но у Пушкина в центре – лирический герой, его чувства. У Тютчева – природа как живое существо. Сравните: ученики читают стихи Пушкина, которое появляется на экране.

III. Заключение.

Итак, мы узнали, что поэзия Тютчева – это особый мир, где природа и человек слиты воедино. Известный русский поэт и критик В.Я. Брюсов говорил, что стихи Тютчева о природе – это всегда страстное признание в любви. А другой называл Тютчева поэтом ночных откровений, поэтом небесных и душевных бездн. Душа – это самое главное, что пронизывает всю поэзию Тютчева. Вернёмся к эпиграфу урока:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

В конце хочу привести слова известного поэта Л.А. Озерова: «Тютчев явил России могущество слова. Он острым умом и мудрым сердцем открыл такие тайники Вселенной и души человеческой, в которые до него никто не заглянул. Есть галактика Тютчева. В ней ширь, высота, глубина, протяжённость пространства и времени. Это песчинка и звезда, радуга и фонтан, рассвет и закат солнца, сумерки и снежные вершины, гроза и знойный полдень… Это восторг перед величием ночи и молитва по безвременно ушедшей возлюбленной, дума о старости и песнь о весне жизни…»

IV. Домашнее задание:

написать мини-сочинение «Читая стихотворение Тютчева…»