Линзы        04.02.2024   

Электронная тетрадь Бищук Светланы: Проблема общественного прогресса. Понятие общественного прогресса Общественный прогресс и нравственность

В Античной философии , например, Гесиод, Сенека утверждали, что прогресса как такового в истории нет. Общество, наоборот, движется вспять от Золотого века. В то же время Платон, Аристотель в вопросе прогресса больше склонялись к идеям круговорота истории.

Интересна христианская трактовка прогресса как движения вверх, вперед, но как бы "поверх истории, бытия" (Августин). Прогресс отрывается от Земной основы, а его понимание связывается больше с личностью: личное соприкосновение с Богом, личное воздаяние, личная ответственность перед Богом.

Эпоха Ренессанса поставила проблему общественного прогресса как проблему абсолютной свободы индивида и путей ее достижения.

Постренессанс и Новое время предлагают свое видение социального прогресса, выраженное в очень емкой формуле: "Знание – сила". В это же время и в Новое время, и в эпоху Французского Просвещения, возникает проблема противоречивости прогресса (например, у Руссо противоречие между прогрессом знаний и нравственным прогрессом).

В немецкой классической философии идея социального прогресса выводилась из диалектической концепции развития, в которой развитие трактуется как движение вперед, а человеческая история представляется как закономерный прогрессивный процесс развития Абсолютной идеи, Мирового духа (I половина XIX в., Гегель).

Одним из самых ярких теоретиков прогресса второй половины XIX в. является французский мыслитель Ж. Антуан Кондорсэ. Уже само название его работы "Эскиз исторической картины прогресса человеческого ума" говорит о понимании им основ прогресса. Он был уверен, что именно от успехов разума, проявляющихся в росте науки и распространении образования, зависит прогресс человечества, содержание и формы общественной жизни. По его мнению, в "природе" человека заложена способность к бесконечному самосовершенствованию, что и обусловливает бесконечность общественного прогресса. Хотя он эту "бесконечность" ограничивает рамками частной собственности как естественной основы человеческого общества, то есть прогресс общества начинается с установления частной собственности и возможен только в условиях частной собственности.

Таким образом, фактически подавляющая часть названных социологов, исследующих проблемы общественного прогресса, считали разум, его "неограниченные" возможности, коренной, определяющей причиной общественного прогресса.

Но во второй половине XIX в. происходит определенное смещение акцентов в понимании общественного прогресса, вплоть до замены его понятиями "круговорота" истории, "социальных изменений" и др. В частности, О. Шпенглер (в работе "Закат Европы"), П. Сорокин и др. прямо или косвенно доказывают, что общество движется по нисходящей линии и цивилизация неминуемо погибнет.

Особое место в учении о прогрессе занимают идеи утопического социализма, в том числе русского. Его представители считали, что движение по пути прогресса есть закон развития общества, и, что это движение с неизбежностью ведет к социализму. Движущую силу общественного прогресса они видели в успехах человеческого разума, просвещения, нравственного совершенствования личности. В этом понимании видится положительный момент, тем более, что, практически, все они (за исключением Кампанеллы) отрицали классовую борьбу в качестве утверждения социализма. Но главными субъектами, обеспечивающими прогресс истории, у них были вожди, герои, пророки, великие личности.

В середине XIX в. формируется марксистская идеология. В ее основе лежит диалектико-материалистический, исторический подход к обществу, его прошлому, настоящему, будущему. На этих подходах и определяется базис общественного прогресса – человеческая деятельность, а история представляется как деятельность человека, преследующего свои цели.

Не продолжая перечисление авторов и концепций общественного прогресса, можно утверждать, что ни одна из названных концепций не может претендовать на абсолютную истину об исследуемом предмете. Какая-то крупица истины имеется в каждой из них и каждая приближает какой-то своей идеей или решением к научному пониманию общественного прогресса.

К каким же обобщающим выводам об общественном прогрессе можно подойти уже сегодня?

Понимание общественного прогресса предполагает выяснение содержания и соотношения понятий "развитие", "прогресс", "ре­гресс".

Поэтому понятие прогресса выступает лишь как одна из сторон развития. Оно характеризует восходящую линию развития от низшего к высшему, от простого к сложному.

"Регресс" – движение по нисходящей линии от высшего к низшему, упадок, деградация, стагнация. Это не просто "движение назад": регресс также связан с возникновением новых форм, но это новое менее совершенно в сравнении с предшествующим. Следует также подчеркнуть, что регресс не может быть всеобщим, абсолютным, так как в прежнем обществе объективно существуют положительные элементы и предпосылки будущего общества. В общественной жизни регресс – обычно временное явление на общем фоне поступательного движения. Кроме того, не всякий социальный кризис следует отождествлять с регрессом. Более того, даже серьезные социально-экономические потрясения могут быть моментами переживаемого обществом прогрессивного процесса, в том числе революции.

Таким образом, во-первых, "прогресс" и "регресс" – различные стороны процесса развития. Согласно Гегелю и Марксу, эти стороны можно рассматривать как единство и борьбу противоположностей, порождающие саморазвитие общества;

во-вторых, общественный прогресс представляет собой закономерное, восходящее, поступательное развитие человеческого общества от низших ступеней и форм к более высоким и совершенным;

в-третьих, понятие общественного прогресса также включает и осознание самого факта изменения и развития человеческого общества, признание закономерности общественного развития, его естественно-исторического характера.

Каковы же основы общественного прогресса? Вскрыть их возможно лишь выяснив источник и движущие силы самого прогресса. Источник – это те объективные причины, которые приводят в движение массы людей, народы, общественные группы, личности и определяют прогрессивную направленность их деятельности. Определив источник прогресса, получаем ответ на вопрос, почему происходит развитие, какие противоречивые тенденции лежат в основе этого процесса?

Понятие движущих сил отражает механизм общественного развития и отвечает на вопрос, кто является субъектом этого процесса, как он протекает?

Говоря об источнике социального прогресса необходимо осознавать, что в основе развития общества лежит производственная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей . Существуют три вида производства: материальное, духовное и демовоспроизводство (воспроизводство рода человеческого). Каждый из видов имеет свои особенности, выраженные в сущности, функциях данного производства. В то же время они находятся во взаимосвязи и субординации.

Какой бы вид производства мы ни взяли, источник общественного развития находится в постоянно действующем противоречии между производством и потребностями. Определяющей стороной общественного развития выступает производство, а исходным импульсом – потребность.

Потребности человека не есть нечто от века данное, неизменное, они исторически формируются как объективная необходимость. Производя продукты своего бытия, человек производит и свои потребности. Более того, удовлетворенная потребность рождает новые потребности (существует объективный по характеру закон возвышения потребностей) и тем самым вызывает необходимость поиска новых способов и средств для их удовлетворения. Одним из первых эту простую истину сформулировал еще Платон в тезисе "потребности – конечные причины деятельности человека". Позже утверждение Платона получает новое истолкование: потребности – источник прогресса человечества.

Порождение новых потребностей является первым историческим актом, началом человеческой истории. Как и первобытный человек, чтобы удовлетворить свои потребности, сохранить и воспроизвести свою жизнь, должен был бороться с природой, так за свои потребности должен бороться и цивилизованный человек. С развитием человека расширяется эта естественная необходимость, так как расширяются его потребности, но в то же время расширяются и производительные силы, которые служат для удовлетворения потребностей.

Следовательно, противоречие между производством и потребностями людей является наиболее глубоким, постоянно действующим противоречием на всех этапах общественного развития. Процесс изменения производственных, экономических отношений и производительных сил может рассматриваться как определенный способ постоянного разрешения этого противоречия.

Но специфика действия данного противоречия (и способы его разрешения) как источника прогресса на разных этапах исторического развития неодинакова.

Так, на этапах дикости и варварства оно выступает как противоречие внутри самих производительных сил. Низкий уровень их развития требовал коллективного труда всех членов. Коллективный труд членов общины как субъектов социального действия делал возможным существование производства и создавал основу для удовлетворения потребностей первобытного человека.

Со становлением цивилизации, с возникновением классов, противоречие между производством и потребностями начинает выступать как противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Это означает, что потребности людей удовлетворяются не непосредственно орудиями труда, а через отношение к их владельцу, то есть через форму собственности. И отчасти, противоречия из содержания процесса производства (то есть производительных сил) смещаются на противоречие между производительными силами и производственными отношениями.

Движущие силы общественного прогресса – практическая деятельность больших масс людей, народов, классов, личностей, возникающая на основе глубоких объективных побудительных причин.

Во все времена, в любом обществе народ является подлинным творцом прогресса, но эта роль проявляется по-разному в зависимости от различных условий. Так, если на ранних ступенях истории деятельность людей была преимущественно стихийным процессом, в котором осознавались лишь непосредственные цели и задачи, то по мере дальнейшего развития, народные массы начинают действовать все более сознательно, имея ввиду уже перспективы развития всего общества.

Признание народных масс объективной движущей силой прогресса связано с открытием стимулов их деятельности, которые и состоят в их социальных потребностях, осознанных как интересы и цели, удовлетворение которых зависит от социальных условий бытия. Поэтому история и есть деятельность, преследующего свои цели человека.

Вы уже знакомы с понятием социальная динамика? Общество не стоит на месте, постоянно меняя направления своего развития. Действительно ли общество наращивает темпы своего развития, какова его направленность? Как ответить на него правильно, разберем в задании 25 после темы.

«Прогресс - это движение по кругу, но все более быстрое»

Так считал американский писатель Леонард Левинсон.

Для начала вспомним, что мы уже знаем понятие и его а также проработали тему

Напомним, что одним из признаков является – развитие, движение. Социум постоянно находится в процессе изменения, необходимые ему институты развиваются, усложняя Невостребованные институты отмирают. Мы уже проследили развитие института

Посмотрим на другие важные институты – представим их развитие и социальную востребованность в них в виде таблицы:

Социальная динамика выражена в разнообразных направлениях развития общества.

Прогресс – поступательное развитие общества, выраженное в усложнении социальной структуры.

Регресс – деградация социальной структуры и общественных отношений (обратный ПРОГРЕССУ термин, его антоним) .

Понятия ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС очень условны, характерное для развития одного общества не может быть приемлемо для другого. Вспомним, что в Древней Спарте слабых новорожденных мальчиков просто сбрасывали со скалы, ибо войнами они не могли стать. Сегодня этот обычай для нас выглядит варварским.

Эволюция – постепенное развитие общества (обратный РЕВОЛЮЦИИ термин, его антоним) . Одной из его форм является реформа – изменение, исходящее от и меняющее отношения в одной из сфер (например, аграрная реформа П.А. Столыпина) . РЕВОЛЮЦИЯ в смысле исходит от

Социальная динамика является предметом изучения одной из наук об ОБЩЕСТВЕ – социальной Существуют два основных подхода к изучению общества.

По Марксу, каждое общество должно пройти все ступени развития и прийти к (линейность развития). Цивилизационным подход предусматривает альтернативность путей каждой параллельное существование обществ с разным уровнем развития, что более соответствует современным реалиям. Именно этот подход наиболее востребован в контексте заданий ЕГЭ.

Попробуем сравнить три типа обществ по разным важным параметрам в виде таблицы:

И сделаем вывод, что в историческом развитии выделяют три основных типа общества:

Традиционное общество – исторический тип цивилизации, основывающийся на и преобладании и

Индустриальное общество – исторический тип цивилизации, основывающийся на внедрении в ликвидации монархической политической системы средневековья.

Постиндустриальное (информационное) общество – современный тип цивилизации, основывающийся на господстве (компьютерных в производстве, Результат XX века.

Таким образом, мы сегодня проработали следующие важные темы из

  • Понятие общественный прогресс;
  • Многовариантность общественного развития (типы обществ).

А теперь ПРАКТИКУМ ! ЗАКРЕПЛЯЕМ ПОЛУЧЕННЫЕ СЕГОДНЯ ЗНАНИЯ!

Выполняем

задание 25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «критерий прогресса»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, раскрывающее особенности прогресса, и одно предложение, содержащее информацию о критериях (-и) определения прогресса.

Для начала не делаем наиболее распространенную ошибку, связанную с этим заданием. От нас требуется не два предложения, а ПОНЯТИЕ и 2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ (всего три!). Итак, вспомнили понятие прогресса – поступательное развитие общества, его движение вперед. Подберем синоним слова критерий – мера, мерило . Соответственно:
«Критерий прогресса» - мера, по которой судят о степени развитости общества.

1. Особенностью прогресса является его противоречивость, все критерии прогресса субъективны.

И, запоминаем, что хотя степень развитости общества можно измерить по разному (существует масса подходов – уровень развития науки, техники и технологии, степень демократичности, общепринят единый критерий – гуманность общества). Итак:

2. Универсальным критерием определения прогресса считается степень гуманности общества, возможность предоставить максимальные условия развития каждому человеку.

Таким образом, вот как выглядит наш ответ:

25. «Критерий прогресса» - мера, по которой судят о степени развитости общества.

  1. Особенностью прогресса является его противоречивость, все критерии прогресса субъективны.
  2. Универсальным критерием определения прогресса считается степень гуманности общества, возможность предоставить максимальные условия развития каждому человеку.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Государственное образовательное учреждение

Профессиональный лицей №35

РЕФЕРАТ

По предмету: Обществознание

На тему: Общественный прогресс

Зеленогорск, 2010 г.

Введение

1. Прогресс и регресс: развитие понятия

2. Противоречивость прогресса

3. Критерии прогресса

4. Прогрессивные силы современного общества

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Общественный прогресс - это направление развития человеческого общества. Общество - не статичное образование, а постоянно развивающаяся система, все его элементы постоянно преобразуются и перемещаются, поэтому, и изучать общество надо в постоянном изменении, т.е. как процесс - последовательное изменение состояний какого-либо объекта. Процессы, имеющие направленный и необратимый характер, представляют собой процессы развития. Все изменения в обществе имеют глубинную направленность, все общественные события подчиняются внутренней закономерности, выстраивающей их в необратимый ряд причин и следствий, т.е. общество развивается. Прогресс и регресс - наиболее общие, противоположные по своим характеристикам, разнонаправленные и вместе с тем неотделимые друг от друга, диалектически взаимосвязанные тенденции развития. Мыслители давно задумались над вопросами, в каком направлении движется общество? Можно ли это движение уподобить, например, циклическим изменениям в природе: вслед за летом наступает осень, затем зима, весна и снова лето? И так тысячи и тысячи лет. Или, может быть, жизнь общества подобна жизни живого существа: появившийся на свет организм взрослеет, становится зрелым, затем стареет и умирает? Зависит ли направление развития общества от сознательной деятельности людей? Становится ли человеческое общество в своем развитии все более совершенным? По какому пути идет общество -- по пути прогресса или регресса? От того, каким будет ответ на этот вопрос, зависит представление людей о будущем: несет ли оно лучшую жизнь или не сулит ничего хорошего? Цел ь данного реферата : раскрытие понятий - прогресс и регресс, рассмотрение противоречивости развития общества, характеристика критериев прогресса, а также освещение многообразия общественного развития. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.

1. Прогресс и регресс : развитие понятия

Прогресс (лат. progressus -- движение вперед) - это направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от простых к более сложным и совершенным формам, что выражается в более высокой организации, в росте эволюционных возможностей. Регресс (лат. regressus -- возвращение) - движение от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям, т.е. всё, что приводит к негативным последствиям в жизни общества. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А.Грицанов, В.Л.Абушенко, Г.М.Евелькин и. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - С.712. Представление о прогрессе зародилось еще на заре философской мысли как отдельные догадки. Так древнегреческий философ Демокрит развивал идею происхождения людей из звериного состояния благодаря необходимости создавать орудия труда, строить жильё. Господствующей идеей в античной философии была идея цикличного круговорота, т.е. повторения обществом одних и тех же состояний (греческие философы Платон, Аристотель). В эпоху Нового времени философия стала увязывать общественный прогресс с развитием научного знания: движение общества есть продукт разума. Социально-экономической базой для самого возникновения идеи общественного прогресса послужило становление капитализма и вызревание европейских буржуазных революций. XIX-XX века ознаменовались бурными событиями, которые дали новую информацию к размышлению о прогрессе и регрессе в жизни общества. Классики марксизма видели движение общества в смене общественно-экономических формаций. К.Маркс объяснял причину движения общества от одной формации к другой - борьбой классов (схема 1). Дудко О. Динамические начала в развитии общества / О.Дудко // Первое сентября. - 2008. - №22. - С.10.

Рассматривая различные подходы к проблеме прогресса, подчеркнем, что первоначальные прогрессистские концепции имели три характерные черты. Крапивенский С. Э. Социальная философия / С.Э.Крапивенский. - Волгоград: Владос, 1998. - С.285.

Первая черта состояла в том, что это были попытки найти причины поступательного развития общества в духовном начале, в бесконечной способности совершенствования человеческого интеллекта или в развитии «абсолютного духа». Иными словами, эти концепции были идеалистическими. Вторая черта состояла в том, что общественный прогресс рассматривался как плавное эволюционное развитие, без скачков, без движений вспять, только как восхождение по прямой линии. Третья черта первоначальных концепций прогресса состояла в том, что восходящее развитие ограничивалось достижением какого-либо наилучшего, по мнению авторов концепций, общественного строя. Представим эти основные точки зрения к проблеме прогресса в таблице 1.

Таблица 1 - Основные точки зрения к проблеме прогресса

Представители философии

Точка зрения

писал о пяти стадиях в жизни человечества:

первой стадией был «золотой век», когда люди жили легко и беспечно,

второй -- «серебряный век», когда началось падение морали и благочестия. Так, опускаясь все ниже, люди оказались

в «железном веке», когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость

Платон и Аристотель

рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии

Анн Робер Тюрго

одним из первых выдвинул теорию общественного прогресса

Жак Антуан Кондорсе

Писал, что история представляет картину беспрерывных изменении, картину прогресса человеческого разума в бесконечности веков путь

Георг Гегель

считал прогресс не только принципом разума, но и принципом мировых событий

Карл Маркс

считал, что человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и самого человека

Карл Поппер

писал «если мы думаем, что история прогрессирует или что мы вынуждены прогрессировать, то мы совершаем такую же ошибку, как и те, кто верит, что история имеет смысл, который может быть в ней открыт, а не придан ей. Ведь прогрессировать -- значит двигаться к некой цели, которая существует для нас как для человеческих существ. Для истории это невозможно. Прогрессировать можем только мы, человеческие индивидуумы, и мы можем делать это, защищая и усиливая те демократические институты, от которых зависит свобода, а вместе с тем и прогресс. Мы достигнем в этом больших успехов, если глубже осознаем тот факт, что прогресс зависит от нас, от нашей бдительности, от наших усилий, от ясности нашей концепции относительно наших целей и реалистического выбора таких целей»

В русской философии проблемы развития общества также рассматривались с разных позиций. Взгляд русского философа В.С.Соловьёва представлен на схеме 2. Дудко О. Динамические начала в развитии общества / О.Дудко // Первое сентября. - 2008. - №22. - С.11.

Первая ступень - царство минеральное (неорганическое); 2-царство растительное; 3-царство животное; 4-человеческое царство; 5-Божие. Каждое предшествующее царство служит материалом для последующего, более совершенного. Истинное богочеловеческое общество - это утверждение нравственного порядка в мире, согласование Божественного и человеческого начал.

В конце XIX -- начале ХХ вв. на смену этим концепциям пришли новые теории прогресса, включающие и признание его противоречивости.

В философских учениях ХХ века общественный прогресс связывался с внедрением передовых технологий, возрастанием роли инженерно-технической интеллигенции. Была выдвинута идея «технотронной эры» как грядущей перспективы человечества. Появились теории, которые отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, согласно которому светлое будущее рано или поздно обязательно наступит. Ряд мыслителей придерживались пессимистической точки зрения на развитие общества: Фридрих Ницше, Освальд Шпенглер. Русский философ Семён Франк утверждал, что прогресса больше не существует, а цивилизация погибает. Вместо идеи прогресса разные философы предлагают, например, теории циклического круговорота, пессимистические идеи «конца истории», глобальных экологических, энергетических и ядерных. Боголюбов, Л.Н. Обществознание: учеб. для 11 кл.: профил. уровень / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, А.Т.Кинкулькин и др. - М.: Просвещение, 2008. - С.235.

Рассмотрим схемы движения общества, в которых отражены идеи американских философов Д.Белла и У.Ростоу (схема 3 и 4). Дудко О. Динамические начала в развитии общества / О.Дудко // Первое сентября. - 2008. - №22. - С.11.

Идея о том, что общество развивается по нисходящей линии, т.е. по пути регресса, возникла еще в античном обществе: как мы уже отмечали выше, древнегреческий поэт Гесиод в поэме «Труды и дни» писал, что человечество пережило пять стадий, всякий раз спускаясь по лестнице истории на ступеньку вниз.

Теорию исторического круговорота впервые создал итальянский философ Джамбаттиста Вико (1668-1744): каждое общество, утверждал он, проходит цикл, состоящий из трёх эпох: божественной, героической и человеческой, затем следует новый круговорот (табл. 2). Там же. - С.12.

Возврат к исходному состоянию

Эпоха Людей характеризуется разумной человеческой природой, понятиями совести, долга, действуют законы. Эпоха Людей завершает собой крупный исторический цикл развития наций. Затем идёт упадок демократии и свободы, возобновляются рабство и разбои. История возвращается к её исходному рубежу с тем, чтобы начался новый восходящий виток исторического развития наций и государств, очередной цикл.

Русский мыслитель Н.Д.Кондратьев (1892-1938) разработал теорию «длинных экономических волн» («волны Кондратьева») с периодом в 48-55 лет (табл.3). Там же. - С.12

Затем следует новая экономическая волна

Циклическая динамика хозяйственно-экономической системы включает в себя четыре фазы: повышение, перелом, понижение, переход. Потом начинается новая «экономическая волна». На «экономические волны» накладываются социальные потрясения, например революции. «Социальные волны» длятся около 2,5 лет. Современный российский учёный Ю.В.Яковец разработал оригинальную концепцию в теории цикличной динамики, которая представлена в Приложение. Большое разнообразие взглядов и усиление сомнений относительно прогрессивного развития связано в ХХ веке с противоречивостью прогресса, о чем будет рассмотрено в следующей главе.

2. Противоречивость прогресса

Процесс исторического развития общества противоречив: в нем можно обнаружить как прогрессивныеизменения, так и регрессивные. Вспомним историю XIX-XX вв.: за революциями нередко следовали контрреволюции, за реформами - контрреформы, за коренными переменами в политическом устройстве - реставрация старых порядков.

Если мы изобразим прогресс человечества графически, то получится изломанная линия, отражающая подъемы и спады, приливы и отливы в борьбе общественных сил, ускоренное движение вперед и гигантские скачки назад. В истории разных стран бывали периоды, когда торжествовала реакция, когда гонениям подвергались прогрессивные силы общества, когда разум подавлялся силами мракобесия. Например, мы знаем какие бедствия принес Европе фашизм.

Но дело не только в таких изломах истории. Общество представляет собой сложный организм, в котором функционируют разные «органы» (предприятия, объединения людей, государственные учреждения и др.), одновременно происходят различные процессы (экономические, политические, духовные и т. п.), развертывается разнообразная деятельность людей. Эти части одного общественного организма, эти процессы, различные виды деятельности находятся во взаимной связи и вместе с тем могут не совпадать в своем развитии. Отдельные изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными, т.е. прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой. Прогрессивные сдвиги в той или иной области зачастую, наряду с положительными, имели и отрицательные последствия для общества.

Так, на протяжении истории четко прослеживается прогресс техники: от каменных орудий к железным, от ручных орудий к машинам, от использования мускульной силы человека и животных к паровым двигателям, электрическим генераторам, атомным электростанциям, от перевозки на вьючных животных к автомобилям, скоростным поездам, самолетам, космическим кораблям, от деревянных счетов с костяшками к мощным компьютерам. Но прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды, к подрыву естественных основ существования общества. И, таким образом, прогресс в одной области сопровождался регрессом в другой.

Прогресс науки и техники имел неоднозначные последствия. Открытия в области ядерной физики дали возможность не только получить новый источник энергии, но и создать мощное атомное оружие. Использование компьютерной техники не только необычайно расширило возможности творческого труда, но и вызвало новые болезни, связанные с длительной, непрерывной работой у дисплея: ухудшение зрения, психические отклонения, связанные с дополнительными психическими нагрузками. Рост крупных городов, усложнение производства, ускорение ритма жизни - все это увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы и, как следствие, патологии нервной системы, сосудистых заболеваний. Наряду с величайшими достижениями человеческого духа в мире наблюдается размывание культурных и духовных ценностей, распространяются наркомания, алкоголизм, преступность.

Человечеству приходится платить за прогресс высокую цену. Удобства городской жизни оплачиваются «болезнями урбанизации»: транспортным утомлением, загрязненным воздухом, уличным шумом и их последствиями - стрессом, болезнями органов дыхания и т.д.; удобство передвижения в автомобиле - перегруженностью городских магистралей, транспортными пробками. Попытки ускорить прогресс иногда оборачиваются непомерно высокой ценой.

Как же оценить эти противоречивые процессы? Являются ли положительные изменения, которые оплачиваются столь высокой ценой, прогрессивными? Можно ли при такой неоднозначности перемен говорить об общественном прогрессе в целом? Для этого нужно установить, что является общим критерием прогресса, какие изменения в обществе следует оценивать как прогрессивные, а какие нет.

Рассмотрение противоречивого развития общества подводит к ответам на вопросы: что вообще следует считать прогрессом, а что регрессом? Каков критерий прогресса? На этот вопрос мы попытаемся ответить в следующей главе.

3. Критерии прогресса

Французские просветители считали критерием прогресса развитие разума; социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Их современник, немецкий философ Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854 гг.) писал, что решение вопроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества полностью запутались в спорах о критериях прогресса: одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие -- о прогрессе науки и техники, который, как писал Шеллинг, с исторической точки зрения является скорее регрессом. Боголюбов, Л.Н. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. / Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2002. - С.105.

Он предлагал свое решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству. Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит Гегелю: критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества. Там же. - С.105.

Как видим, вопрос о критерии прогресса занимал многие умы Нового времени, но решения не нашел. Недостатком всех попыток решить эту задачу было то, что во всех случаях в качестве критерия рассматривалась лишь одна линия (или одна сторона, или одна сфера) общественного развития. И разум, и мораль, и наука, и техника, и правовой порядок, и сознание свободы -- все это показатели очень важные, но не универсальные, не охватывающие жизнь человека и общества в целом.

В наше время философы также придерживаются разных взглядов на критерий общественного прогресса. Одна из точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Она аргументируется тем, что направленность исторического процесса обусловлена ростом и совершенствованием производительных сил общества, включающих средства труда, степень овладения человеком силами природы, возможности их использования в качестве основы жизнедеятельности человека.

В общественном производстве лежат истоки всей жизнедеятельности людей. Согласно этому критерию, те общественные отношения признаются прогрессивными, которые соответствуют уровню производительных сил и открывают наибольший простор для их развития, роста производительности труда, развития человека. Человек рассматривается как главное в производительных силах, поэтому их развитие понимается с этой точки зрения и как развитие богатства человеческой природы.

Эта позиция подвергается критике с другой точки зрения. Так же как нельзя найти всеобщий критерий прогресса только в общественном сознании (в развитии разума, морали, сознании свободы), так нельзя найти его в сфере материального производства (техники, экономических отношений). Чтобы преодолеть односторонность критериев, отражающих состояние лишь одной сферы жизни общества, необходимо найти понятие, которое характеризовало бы сущность жизни и деятельности человека. В этом качестве философами предлагается понятие свободы.

Свобода характеризуется не только знанием, отсутствие которого делает человека субъективно несвободным, но и наличием условий для ее реализации. Необходимо также решение, принимаемое на основе свободного выбора. Наконец, требуются еще и средства, а также действия, направленные на реализацию принятого решения. Напомним, что свобода одного человека не должна достигаться путем ущемления свободы другого человека. Такое ограничение свободы носит социально-нравственный характер.

Свобода выступает как необходимое условие самореализации личности. Оно возникает тогда, когда человек имеет знания о своих способностях, о возможностях, которые дает ему общество, о способах деятельности, в которой он может реализовать себя. Чем шире возможности, создаваемые обществом, тем свободнее человек, тем больше вариантов деятельности, в которой раскроются его силы. Но в процессе многогранной деятельности происходит и многостороннее развитие самого человека, растет духовное богатство личности.

Итак, согласно этой точке зрения, критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств - интеллектуальных, творческих, нравственных. Это утверждение подводит нас к рассмотрению еще одной точки зрения на социальный прогресс.

Человек существо разумное и общественное. Только с учетом этого мы можем говорить о человеческом в человеке, о человечности.

Но развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, в духовной области, тем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека делаются самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности.

Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных, психических сил человека, его моральных качеств, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку свойств.

Т.е.,ч ем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.

Человечность, признание человека высшей ценностью выражается словом«гуманизм».

Из сказанного выше можно сделать вывод об универсальном критерии социального прогресса:прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.

Теперь, когда мы изложили различные взгляды на критерий исторического прогресса, рассмотрим изменения, происходящие в обществе.

4. Прогрессивные силы современного общества

Общественный прогресс в XVIII-XIX вв. понимался как закономерное движение по единому для всего человечества магистральному пути. Напротив, в концепции локальных цивилизаций прогресс представляется идущим в разных цивилизациях различными путями.

Если мысленно окинем взглядом ход мировой истории, то в развитии разных стран и народов заметите немало общего. Первобытное общество везде сменилось обществом, управляемым государством. На смену феодальной раздробленности пришли централизованные монархии. Во многих странах произошли буржуазные революции. Колониальные империи рухнули, и на их месте возникли десятки независимых государств. Можно продолжить перечисление сходных событий и процессов, происходивших в различных странах, на разных континентах. В этом сходстве проявляется единство исторического процесса, определенная тождественность сменяющих друг друга порядков, общность судеб различных стран и народов.

Любая страна, любой народ в определенные моменты истории оказываются перед судьбоносным выбором, и его история осуществляется в процессе реализации этого выбора. Такой выбор совершается государственными деятелями, властвующими элитами, народными массами в зависимости от соотношения сил и влияния каждого из субъектов истории. Так, что при подготовке Крестьянской реформы, проведенной в России в 1861 году, разные общественные силы предлагали неодинаковые формы осуществления перемен в жизни страны. Одни отстаивали революционный путь, другие -- реформистский. Но среди реформистов не было единства, предлагалось несколько вариантов реформ. В 1917-1918 гг. перед Россией возникла новая - альтернатива: либо демократическая республика, одним из символов которой было всенародно избранное Учредительное собрание, либо республика Советов во главе с большевиками. В каждом случае выбор был сделан.

Многовариантность путей и форм общественного развития небеспредельна. Она включена в рамки определенных тенденций исторического развития. Так, например, как видим, ликвидация крепостного права была возможна и в форме революции, и в форме реформ. А назревшая потребность в ускорении экономического роста в разных странах осуществлялась либо путем привлечения новых и новых природных ресурсов, т.е. экстенсивным путем, либо путем внедрения новой техники и технологии, повышения квалификации работников, на основе роста производительности труда, т.е. интенсивным путем.

В разных странах или одной и той же стране могут быть использованы различные варианты реализации однотипных изменений. Широко распространенным стало разделение на прогрессивные и реакционные классы общества, прогрессивные и реакционные общественные системы. Применяя критерий прогресса к историческому процессу, на каждом его этапе мы выделяем те общественные силы, которые называем прогрессивными . Так, изучая революцию XVIII веке во Франции и войну за независимость в североамериканских штатах, мы прогрессивной силой называли буржуазию. Именно представители этого класса создали документы, воплотившие крупный шаг человечества к свободе. Декларация независимости 1776 г., составленная в республиканском и демократическом духе, зафиксировала право людей на жизнь, свободу, равенство, стремление к счастью. В ней говорилось о естественных и неотъемлемых правах человека, суть которых свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

С середины XIX века многие общественные деятели считали главной прогрессивной силой общества рабочий класс: руки рабочих создали современное производство, возвели города и транспортные магистрали, создали многочисленные блага, необходимые человеку. Борьба рабочих побуждала правящие круги во многих странах расширять политические свободы, доступ к ценностям культуры.

В XX веке некоторые мыслители отстаивали тезис об особой, прогрессивной роли интеллигенции. Несомненно, интеллекту, знаниям, творческим усилиям этой социальной силы человечество обязано многими великими открытиями и изобретениями, духовными ценностями, которые делали человека более независимым во внутренней жизни и более свободным по отношению к природным и социальным условиям. Однако многие ученые и общественные деятели считают теперь такой подход устаревшим. Линия размежевания сил прогресса и реакции во многом перестала совпадать с границами стран и классов в том виде, в каком они сложились исторически.

Так, прогрессивные силы рассматриваются сегодня как сторонники реформ в странах, порвавших с тоталитарным прошлым, многообразные социальные и политические силы во всем мире, борющиеся за выживание человечества, за ликвидацию угрозы ядерной гибели, прекращение региональных военных конфликтов, преодоление обездоленности двух третей человечества, проживающих в освободившихся от колониального гнета странах, за равноправное международное сотрудничество в решении глобальных проблем человечества, за соблюдение прав и свобод человека. А противники прогресса -- это силы, разжигающие социальные, национальные, расовые конфликты, стремящиеся урезать права и свободы человека, выступающие с позиций национального эгоизма, групповых привилегий, культа силы и наживы, достигаемой любой ценой. Это все те, кто добивается своих целей, рассматривая человека как средство для их достижения.

Конкретные пути развития отдельных стран и народов многообразны. Нет народов, стран, государств с одинаковой историей. Многообразие конкретно-исторических процессов вызвано и различием природных условий, и спецификой хозяйства, и своеобразием духовной культуры, и особенностями образа жизни, и множеством других факторов. Значит ли это, что каждой стране предопределен свой собственный вариант развития, и он является единственно возможным?

Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, т.е. историческая альтернатива . Альтернативные варианты нередко предлагают те или иные группы общества, различные политические силы.

Применяя универсальный критерий прогресса, мы можем оценить деятельность отдельных лиц, групп, партий как прогрессивную или направленную против прогресса. Очевидно, что ориентиром является гуманистический критерий прогресса , нацеленный на реализацию гуманистических идеалов, ориентированный на гуманистические ценности, утверждение которых в жизни и означает развитие общества в направлении все более совершенной организации.

Таким образом, исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции - единство многообразного общественного развития, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего движения данной страны. Это говорит об исторической ответственности тех, кто делает этот выбор.

Заключение

Завершая работу, кратко отметим следующее.

Прогресс - это направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному.

Регресс - это тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.

Проблема направленности совершающихся в обществе изменений зародилась еще в древности, получила наиболее полное развитие в учении французских философов-просветителей XVIII века и остается достаточно дискуссионной и в настоящее время.

Различные взгляды на направленность общественного развития :

Французские просветители: история непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества;

Религиозные течения - преобладание регресса во многих сферах жизни общества;

Движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т.е. теория исторического круговорота (Платон, Аристотель, Дж. Вико, О.Шпенглер, А.Тойнби);

Современные исследователи - положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т.е. вывод о противоречивости прогресса.

В настоящее время существуют различные мнения относительно того, откуда, куда, как движется человечество, каковы результаты этого движения.

Противоречивость прогресса - совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет. Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться.

Понятие прогресса в современных условиях все более трансформируется в сторону обогащения его гуманистическими характеристиками. Развитие человека в его духовном и телесном измерении, осознание самоценности человеческого существования, создание благоприятных условий для человека -- в этом видится прогресс современного общества.

Выделение главных тенденций развития социальной системы является весьма сложной задачей, так как усложнение определенных структур системы и совершенствование функций их элементов может сопровождаться обратными процессами в других структурах той же системы, что, собственно, отражает диалектическую связь прогресса и регресса, выраженную в категории -- «единство противоположностей».

Таким образом, прогрессом можно назвать процесс развития системы, при котором:

Возрастает число ее подсистем,

Усложняется структура системы,

Увеличивается число связей между элементами системы,

Возрастает набор функций отдельных элементов и подсистем системы.

Это и есть критерии прогресса. К основным формам прогрессивного развития общества относят реформы и революции.

В результате регрессивного развития :

Уменьшается набор полезных для системы функций,

Распадаются существовавшие ранее структуры,

Уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы.

Список используемой литературы

1. Боголюбов, Л.Н. Обществознание: учеб. для 11 кл.: профил. уровень / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, А.Т.Кинкулькин и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2008. - 415 с.

2. Боголюбов, Л.Н. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. / Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2002. - 270 с.

3. Дудко О. Динамические начала в развитии общества / О.Дудко // Первое сентября. - 2008. - №22. - С.10-12.

4. Крапивенский С. Э. Социальная философия / С.Э.Крапивенский. - Волгоград: Владос, 1998. - С.285.

5. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А.Грицанов, В.Л.Абушенко, Г.М.Евелькин и. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - С.712.

Подобные документы

    Типология общества, его структурная сложность и характер внутреннего взаимодействия элементов. Возникновение постиндустриального общества, его принципы и этапы. Концепции общественного развития. Понятие и значение прогресса в современном обществе.

    контрольная работа , добавлен 13.06.2011

    Сравнительный анализ процесса исторического развития общества и исторического прогресса. Понятие техники, влияние ее развития на жизнь общества. Сущность и особенности духовного прогресса. Основы распространения гуманистического сознания в обществе.

    реферат , добавлен 16.03.2010

    Огюст Конт и другие классики социологии о сущности и функциях социального прогресса в развитии общества. Рассмотрение реформистских и революционных видов социального прогресса в прошлом и настоящем. Осуществление социальной модернизации общества.

    реферат , добавлен 13.12.2014

    Процесс изменений общества и его перехода из одного состояния в другое. Критерии и признаки социального прогресса. Концепции социального прогресса и его движущие силы. Изменения в системе социальных связей и типе регуляции общественных отношений.

    контрольная работа , добавлен 15.06.2012

    Идея прогресса в истории социальной мысли. Осмысление мыслителями различных эпох понятия прогресса и различные концепции развития общества. Исследование концепции Н.К. Михайловского о социальном прогрессе - родоначальника социологии в нашей стране.

    реферат , добавлен 24.11.2010

    Краткий анализ существующих концепций современного развития общества, воссоздающих внутреннюю логику общественного прогресса и определяющих его ближайшие перспективы: теорий постиндустриализма, информационного общества, постмодернити, постэкономической.

    реферат , добавлен 26.07.2010

    Сущность понятия "общественный прогресс", история формирования. Реформы и революции как главные формы прогресса. Исторический этап в развитии человечества, геополитическое объединение. Духовная сфера искусства. Основные пути "сбережения народа".

    презентация , добавлен 21.11.2011

    Сравнительный анализ инструментальной, семантической, гендерной, кратической теорий происхождения общества как систем научного знания о генезисе общественных отношений. Понятие социального прогресса, эволюционные и циклические теории развития цивилизации.

    презентация , добавлен 15.04.2017

    Движущей силой социального прогресса является деятельность всех личностей. Суть процесса действительности - это развитие диалектических систем, образующих его. Влияние личности на развитие социальных процессов зависит от ее влияния на сознание людей.

    статья , добавлен 07.02.2009

    Регулирование развития общества по пути социального прогресса. Женщина в армии, ее основные мотивы и стремления. История развития появления женщины в вооруженных силах России. Положение женщины в семье как экономическая и социокультурная проблема.

Концепция прямолинейного прогресса

Линейная концепция истории выражает идею прямолинейного общественного развития. Сама по себе прямолинейность не указывает четкого направления; возможно развитие и вперед, и назад, и даже в сторону от наметившихся тенденций. В контексте развития, которое ассоциируется с переходом от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого к новому, прямолинейность приобретает четко выраженную направленность вперед, к будущему. В этом смысле линейное развитие можно представить как линию прогресса.

Впервые теории линейного развития возникли в достаточно своеобразной форме в античной философии. Линейность усматривалась в постепенном удалении общества от ценностей и идеалов "золотого века". То есть, это был, по сути, не прогресс, а регресс развития. Но такова была специфика мышления античного человека. Он с трудом воображал будущее, представить которое мог лишь по аналогии с прошлым. Мыслительный мифологический традиционализм античной европейской философии исключал создание полной концепции линейного развития.

Не знали концепции прогресса и средние века. Господство религиозного мировоззрения было несовместимо с этой гипотезой. Невозможно было совместить первородную греховность человека, беспомощность его перед лицом судьбы с такими признаками прогресса как историческая самодеятельность людей, творческий выбор жизненного пути.

Вера в прогресс осуществлялась в борьбе с религиозной верой. Триумф идеи прогресса пришелся на XVIII век Просвещения. О прогрессе в это время писали многие: Вольтер, Дидро, Даламбер. Но глубже всех в этом вопросе был Ж.А. Кондорсе.

Прогресс человечества, общества видится Кондорсе как прогресс человеческого разума. Разум, знания, науки, просвещение являются для него критерием общественного развития. Они захватывают и покоряют своим динамизмом все элементы человеческого бытия, все подсистемы, институты, события и связи общественной жизни людей. Любое препятствие преодолевается при помощи знаний и разума.

В конечном счете разум является основанием исторического единства истины, счастья, добродетели. "Природа неразрывно связала прогресс просвещения с прогрессом свободы, добродетели, уважения к естественным правам человека" . Разум – лучшее средство борьбы с предрассудками и суевериями, в частности с теми, которые возводят все правила поведения, все истины к воззрениям древних, к опыту прошедших веков.

Конечно, не всегда прогресс разума ведет общество к счастью и добродетели. Результатом активности разума могут быть и заблуждения. Причины последних следует искать в диспропорции между тем, что разум узнает и желает и между тем, что он считает необходимым знать.

Прогресс разума обусловливает прогресс промышленности, который, в свою очередь ведет к развитию наук и просвещению. Разум – это двигатель общественного прогресса.

Прогресс, согласно Кондорсе, закономерен, подчинен общим законам развития. Фактически это законы развития человеческих способностей. В результате законом развития становится сам прогресс. И частью этого закона становится отсутствие предела в развитии человеческих способностей. Прогресс может иметь разную скорость, но никогда не пойдет вспять.

Линию исторического прогресса Кондорсе разделяет на 10 этапов. В основу классификации этих этапов Кондорсе кладет степень развития науки и уровень знаний. И очевидно, что с развитием наук развиваются представления людей о свободе, правах, улучшаются нравы и изменяются политические системы. Кондорсе горячо верил, что настанет время, "когда солнце будет освещать землю, населенную только свободными людьми, не признающими другого господина, кроме своего разума"

Концепция линейного прогресса активно обсуждалась и в философии XIX в., в частности в философии О. Конта и Г. Спенсера. Для Конта прогресс есть не что иное как развитие порядка. Сама природа, ее внутренний порядок содержит в себе зародыш всякого возможного прогресса. Механизм его роста содержится в способности природы эволюционировать. Но и общественная жизнь динамична и распадается на три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Стержнем развития человечества и причиной перехода от одной стадии к другой является развитие духа, разума. От невежества, слепой веры в авторитеты, к заблуждениям философии и наконец к позитивному знанию – таков путь человечества. На последнем этапе возникнет новое Человечество, создавшее справедливое общественное устройство.

С точки зрения Г. Спенсера любой общественный прогресс есть лишь матрица с прогресса органического – изменение и рост индивидуального организма, растительного или животного. Сущность его видится Спенсеру от перехода "однородного к разнородному". Он приводит примеры из истории эволюции живых существ, показывая, как из однородных живых организмов – рыб, вырастают разнородные организмы – пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Относительно человечества, то оно тоже проходит длительный эволюционный путь от первобытного человека до сложной биологической организации и многочисленности рас и народов. Поэтому закон нарастания разнородности, сложности проявляется и в человеческой истории. Это видно как по усложнению политических систем, социальных организаций и институтов, так и по дифференцированности науки, искусства, языков и др. Следовательно, прогресс есть историческая неизбежность.

В ХХ в. отношение к идее прогресса стало более чем прохладным. Но интерес к ней не исчез. Американский философ Ф. Фукуяма заявил о ней в конце 80-х годов в связи с концепцией "конца истории".

До сих пор человечество знало только "светлое прошлое" (ностальгия по прошлому) и "светлое будущее" (утопии). Фукуяма знакомит нас со "светлым настоящим". Он убежден, что мы являемся свидетелями "конца истории как таковой", то есть завершения идеологической эволюции человечества и универсализации западной либеральной демократии как окончательной формы правления" . Конец ХХ века отмечен триумфом Запада, западной идеи либерализма, у которой теперь нет никаких жизнеспособных альтернатив. "Конец истории" – выражение метафорическое, не несущее буквального смысла, поскольку история не заканчивается и социально-бытийный поток будет продолжаться. Просто уже не будет и не должно появиться ничего принципиально или эпохально нового. "Конец истории" – это начало длительной эры благополучия человечества. Но предполагается, что человечество не застынет, а как-то будет существовать. К тому же идеи либерализма победили пока что в сознании, но не на практике. Есть еще идеи фашизма, коммунизма и др. Но именно идеальный мир либеральных ценностей и победит мир материальный.

Концепция Фукуямы, как и более ранние концепции линейного развития, при ближайшем рассмотрении оказывается упрощенной схемой развития западного мира. Успехам и достижениям западной цивилизации придается статус универсальных, общечеловеческих. В мире, где существуют многочисленные цивилизации, общечеловеческими становятся далеко не всякие достижения. Здесь нет и не может быть автоматизма, тем более в отношении фундаментальных культурных ценностей. Общечеловеческий статус получают лишь те из них, которые опираются на взаимопонимание различных цивилизаций.

Теория общественного прогресса

Идея и разработка теории общественного прогресса принадлежит философам второй половины XVIII в., а социально-экономической базой для самого возникновения идеи общественного прогресса послужили становление капитализма и европейские буржуазные революции. Первоначальные прогрессистские концепции отличали следующие характерные черты.

Во-первых, идеализм, – попытка отыскать причины поступательного развития истории в духовном начале – в бесконечной способности совершенствования человеческого интеллекта. Соответственно этому критерий прогресса тоже усматривали в явлениях духовного порядка, в уровне развития той или иной формы общественного сознания: науки, нравственности, права, религии. Прогресс первоначально был отмечен в сфере научного познания (Ф. Бэкон, Р. Декарт), а затем уже соответствующая идея была распространена на социальные отношения в целом.

Во-вторых, существенным недостатком многих ранних концепций социального прогресса являлось недиалектическое рассмотрение общественной жизни. В таких случаях общественный прогресс понимается как плавное эволюционное развитие, без революционных скачков, без обратных движений, как непрерывное восхождение по прямой линии.

В-третьих, восходящее развитие по форме ограничивалось достижением какого-нибудь одного общественного строя. К примеру, Гегель провозглашал вершиной мирового прогресса христианско-германский мир, утверждающий свободу и равенство в их традиционном истолковании.

Эти особенности в значительной степени были дополнены марксистами в сущностном понимании общественного прогресса, включающем в себя признание его противоречивости и, в частности, того момента, что одно и то же явление и даже ступень исторического развития в целом могут быть одновременно прогрессивными в одном отношении и регрессивными, реакционными – в другом.

Следовательно, говоря о поступательном развитии человечества, мы имеем в виду основное направление исторического процесса в целом, его результирующую применительно к основным ступеням развития. К примеру, марксистская периодизация исторического процесса: первобытнообщинный строй, рабовладельческое общество, феодализм, капитализм; или первобытная доцивилизационность, земледельческая, индустриальная и информационно-компьютерная волны. Так, в ряде областей духовной культуры феодальное общество уступало рабовладельческому, что послужило основанием для просветителей XVIII в. смотреть на Средние века как на простой «перерыв» в ходе истории, не обращая внимания на большие успехи, сделанные в течение Средних веков: расширение культурной области Европы, образование там, в соседстве друг с другом, великих жизнеспособных наций, наконец, огромные технические успехи XIV-XV вв. и создание предпосылок для возникновения экспериментального естествознания.

Если попытаться в общем виде определить причины общественного прогресса, то ими будут потребности человека, являющиеся порождением и выражением его природы как живого и не в меньшей степени как социального существа. Потребности человека многообразны по своей природе, характеру, продолжительности действия, но в любом случае они определяют мотивы деятельности человека. В повседневной жизни на протяжении тысячелетий люди вовсе не ставили своей сознательной целью обеспечить общественный прогресс, а сам общественный прогресс отнюдь не является какой-либо изначально заложенной в ход истории идеей («программой»). В процессе реальной жизни люди движимы потребностями, порождаемыми их биологической и социальной природой; а в ходе реализации своих жизненных потребностей люди изменяют условия своего существования и самих себя, ибо каждая удовлетворенная потребность порождает новую, ее же удовлетворение, в свою очередь, требует новых действий, следствием которых и является развитие общества. Общество, как и индивид, находится в непрерывном движении.

Неотъемлемой стороной прогресса является регресс – направление развития, для которого характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.

Древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н. э.) писал о пяти стадиях в жизни человечества. Первой стадией был «золотой век», когда люди жили легко и беспечно, второй – «серебряный век», когда началось падение морали и благочестия. Так, опускаясь все ниже, люди оказались в «железном веке», когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость. Гесиод путь человечества описывал как регрессивный.

Кондорсе видит исторический процесс как путь социального прогресса, в центре которого – восходящее развитие человеческого разума. Гегель считал прогресс не только принципом разума, но и принципом мировых событий. Эту веру в прогресс воспринял и К. Маркс, считавший, что человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и самого человека.

В XX в. появились социологические теории, которые отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, характерного для прогрессистского настроения. Вместо него предлагаются теории циклического круговорота, пессимистические идеи «конца истории», глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф. Одну из точек зрения по вопросу о прогрессе выдвинул философ и социолог К. Поппер, который писал: «Если мы думаем, что история прогрессирует или что мы вынуждены прогрессировать, то мы совершаем такую же ошибку, как и те, кто верит, что история имеет смысл, который может быть в ней открыт, а не предан ей. Ведь прогрессировать – значит двигаться к некой цели, которая существует для нас как для человеческих существ. Для истории это невозможно. Прогрессировать можем только мы, человеческие индивидуумы, и мы можем делать это, защищая и усиливая те демократические институты, от которых зависит свобода, а вместе с тем и прогресс. Мы достигнем в этом больших успехов, если глубже осознаем тот факт, что прогресс зависит от нас, от нашей бдительности, от наших усилий, от ясности нашей концепции относительно наших целей и реалистического выбора таких целей».

В современный период в качестве содержания понятия «прогресс» можно также принять рост потенциала человечества (функционала от численности людей и степени их защищенности от разрушительных внешних воздействий) в результате человеческой деятельности. При этом параллельно идут два процесса: рост потенциала человечества и рост вероятности встречи с все более мощными (и более редкими) внешними воздействиями различной природы. Это соревнование со временем в сознании людей отображается как противоречие между оценкой достигнутого потенциала и представлением о требуемом уровне потенциала.

Однако в отношении общественного устройства определение качества «прогрессивность» не всегда применимо. Здесь имеет основание лишь оценка адекватности общественного устройства выбранному пути наращивания потенциала и технологическому уровню хозяйства. И эта адекватность совершенно не предполагает однозначного соответствия.

Общественное устройство должно обеспечивать (хотя бы не тормозить) деятельность людей по наращиванию потенциала. На этом требовании может базироваться оценка людьми его удовлетворительности.

Что касается критериев прогресса, то многие французские просветители считал критерием прогресса развитие разума. Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Сен-Симон считал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая привела бы к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу, как братья. Современник социалистов-утопистов немецкий философ Ф. Шеллинг писал, что решение вопроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества полностью запутались в спорах о критериях прогресса. Одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие – о прогрессе науки и техники, который, как писал Шеллинг, с исторической точки зрения является скорее регрессом. Философ предлагал свое решение проблемы: критерием исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству.

Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит Г. Гегелю. Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.

Недостатком всех попыток решить эту задачу, на наш взгляд, было то, что во всех случаях в качестве критерия рассматривалась лишь одна линия (или одна сторона, или одна сфера) общественного развития. И разум, и мораль, и наука, и техника, и правовой порядок, и сознание свободы – все это показатели очень важные, но не универсальные, не охватывающие жизнь человека и общества в целом.

"Прогресс" (лат.) - "движение от низшего к высшему".

  • Общественный прогресс - развитие человечества в направлении к лучшему, более совершенному состоянию.
  • Причины общественного прогресса - потребности, в ходе реализации которых люди изменяют условия существования и самих себя.

Для регресса характерны:

  • движение от высшего к низшему;
  • процесс деградации;
  • возврат к изжившим себя формам и структурам.

Прогресс: эволюция и революция.

Эволюция

(одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на непрерывном, постепенном качественном изменении).
Для эволюции характерны:

  • естественная обоснованность изменений
  • постепенность;
  • непрерывность;
  • функциональная целостность процессов изменения;
  • органический характер процессов развития.
Революция

(одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на коренном, резком скачкообразном переходе от одного качественного состояния к другому).

Для революции характерны:

  • быстрота изменения;
  • неорганический, сопровождающийся ломкой, характер процессов развития.

Реформы - это субъективный процесс, направленный на качественное изменение, преобразование, переустройство политической, экономической, социальной и духовной сфер общества.

Основные противоречия прогресса

  • Нелинейность прогресса: прогресс - выглядит как ломанная линия с падениями и спадами, с позитивными сдвигами и попятными движениями.
  • Относительность прогресса: прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.
  • Противоречивость прогресса: прогрессивные сдвиги имели как положительные, так и отрицательные последствия.
  • Цена прогресса: ускоренный прогресс нередко оплачивался высокой ценой, иногда в жертву прогрессу приносились целые поколения людей.

Критерии общественного прогресса

Базовая наука: философия . Тема эссе: «Всемирная история представляет собой ход развития принципа, содержание которого есть сознание свободы.» (Г. Гегель).

Человеку свойственно стремление к свободе. Это естественное желание независимости, самостоятельности, готовности отвечать за свои поступки. Так Георг Гегель, известный немецкий философ, понимал всемирную историю как прогресс в сознании свободы. По его мнению, критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, и я полностью согласна с его точкой зрения. Вопрос критерия социального прогресса достаточно актуален, он поднимался философами разных времен, но не нашел однозначного решения.

В течение тысячелетий человек боролся за свои права, а государство, в свою очередь, все больше признавало в человеке свободную личность. Уже в древние века начинают зарождаться понятие «свобода» и права человека. Зарождение концепции прав человека можно отнести к V-VI вв. до н.э. в древних греческих полисах, там впервые возникают идеи демократии. Это послужило крупным шагом на пути движения к прогрессу. Первым документом, в котором были закреплены права человека, можно назвать английскую Великую Хартию вольностей (1215 г). Она заложила основы, создала предпосылки для дальнейшего утверждения свободы и господства закона в жизни общества. Свобода слова, религии, печати, право покидать свою страну и возвращаться в нее, ответственность должностных лиц за нарушение прав человека были развиты в Билле о правах, Habeas Corpus Act, Декларации независимости, Декларации прав человека и гражданина. Таким образом, каждая новая ступень развития общества добавляла все больше прав и свобод человека и распространяла их на все более широкий круг людей.

Кроме этого, стоит отметить, что и сам процесс развития общества, зависит от объема прав и свобод человека. Так как именно они определяют социальные возможности и блага человека, обеспечивающие характер жизнедеятельности, систему взаимодействий, отношений людей в обществе, что так же сказывается на развитии общества. Например, люди из разных социальных слоев общества могут объединяться в общие союзы, что было невозможным при раннем делении общества на касты, сословия и т.д.Так как в современном развитом обществе, где права человека не ограничиваются, главным критерием в подобных случаях будет являться именно умственная развитость человека, его креативность, и тогда такие союзы могут создать что-то новое.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что по мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.