Выделения        13.02.2024   

И. Тургенев "Бежин луг": описание, герои, анализ произведения

ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В РАССКАЗЕ И. С. ТУРГЕНЕВА “БЕЖИН ЛУГ”

1 вариант

В поэтическом рассказе “Бежин луг” появляются образы крестьянских детей. Тургенев дает их развернутую эмоционально-психологическую характеристику. Эти ребята очень подвижны и любознательны. Они самостоятельны не только в своих детских заботах и хлопотах, но и в представлениях о действительности, проникнутых естественным для них суеверием. В крестьянских мальчиках Тургенев раскрывает поэтическую натуру русского народа, его живую связь с родной природой.

Фоне поэтической и загадочной среднерусской природы автор с необыкновенной симпатией рисует деревенских ребятишек в ночном. Заблудившийся охотник пристраивается к разведенным кострам и при таинственном свете огня всматривается в лица мальчиков. Их было пятеро: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Они были очень разные.

Заблудившемуся охотнику по сердцу редкая удаль, решимость, смелость и скромность Павлуши, который скачет за собаками в пугающую ночь, не имея в руках даже простой хворостинки. Близки автору любознательность и пытливость ума Ильюши – любителя страшных историй и необыкновенных сельских

Поверий, верящего в непременное существование сил, враждебных людям. Писателю нравится и Федя, необыкновенно привлекательный мальчик, очень артистичный. Охотнику по душе и маленький Костя, наделенный “задумчивым взором” и развитым воображением. Радостно слышать взрослому гостю от Ванюши, с каким удивительным чувством воспринимает он красоту природы.

Все эти ребятишки очень по-разному рассуждают о людях и деревенских событиях, но все они искренне верят в чудеса, готовы разгадывать неведомые загадки жизни. У мальчиков немало предрассудков и суеверий – это следствие темноты и забитости их родителей.

Реальная жизнь, по мнению Тургенева, вскоре развеет иллюзии и мистические настроения мальчиков, но обязательно сохранит их редкостные поэтические чувства.

2 вариант

Иван Сергеевич Тургенев – замечательный русский писатель, перу которого принадлежат знаменитые “Записки охотника”. Это сборник, который включает очерки, рассказы и новеллы. В отличие от большинства других писателей, которые в своих произведениях представляли крестьян безликой серой массой, И. С. Тургенев в каждом произведении отмечает в образах простого народа что-нибудь особенное. Поэтому его сборник полон яркими персонажами и описаниями крестьянского мира.

В рассказе “Бежин луг” главный герой заблудился после охоты, сбился с пути и оказался на лугу возле реки. Там он повстречал “крестьянских ребятишек из соседних деревень, которые стерегли табун”. Автор замечает, что “выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчиков”. Это время, когда они могут тесным кругом сидеть возле костра, смотреть за животными и рассказывать друг другу всякие истории. Барин присоединяется к ним и, притворившись спящим, наблюдает за детьми и вслушивается в их речи. Мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Все они были разные как по своему характеру, так и по благосостоянию семьи. Так, например, старший мальчик Федя был стройный, “с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица”, с “постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой”. Было видно, что он принадлежит “к богатой семье и выехал – то в поле не по нужде, а так, для забавы”. В разговоре Федя был запевалой, но сам “говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство”. Совсем непохожий на него другой герой рассказа, Павлуша, который сразу вызывает к себе симпатию. Он одет очень бедно, волосы у него “всклоченные, черные”, “лицо бледное, рябое”, “тело приземистое, неуклюжее”.

Но “глядел он очень умно” и “в голосе у него звучала сила”. Он спокоен, уверен, активен: все ребята сидели, а он варил картошку, следил за костром. Он так же очень отважен. Когда собаки вдруг залаяли и бросились в темноту, все немного перепугались. А Павел молча вскочил на лошадь и поскакал за собаками. Он хорошо знает природу и объясняет другим мальчикам, какая птица как кричит, какая рыба плещется в реке. Костя, мальчик с “задумчивым и печальным взором”, лучше других описывал природу в своих рассказах, хоть сам был трусишка. А Ильюша “лучше других знал все сельские поверья”.

Все образы мальчиков в рассказе Тургенева получились яркими и выразительными. Ребята неграмотны, суеверны, но зато очень близки к природе. С детства приучаются они к труду и к познанию окружающего мира.

(1 votes, average: 1.00 out of 5)



  1. Сюжет рассказа “Бежин луг” И. Тургенева несложный. Охотник Целый день провел в поисках дичи, вечером заблудился и вышел к Бежину лугу. Там наткнулся на мальчиков у костра, где он устроился...
  2. Писатель Александр Иванович Куприн был человеком удивительной судьбы. Натура сильная, кипучая, душа широкая, добрая. Куприну была свойственна громадная жажда жизни, стремление все знать, все уметь, все испытать самому. Огромная любовь...
  3. ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МУЖЕСТВА В РАССКАЗЕ В. П. АСТАФЬЕВА “ВАСЮТКИНО ОЗЕРО” Каждую минуту своей жизни, работая, общаясь и даже просто бездельничая, человек проявляет те или иные черты своего характера. Но лучше...
  4. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА И. С. Тургенев ЛИРИКА Идейно-художественные особенности лирики Тургенева “Стихотворения в прозе” – новый жанр, который Тургенев ввел в литературный обиход. Жанр этот по своей сути...
  5. МАСТЕРСТВО ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ И. С. ТУРГЕНЕВА (по рассказу “Бирюк”) 1 вариант Важное место в произведениях Тургенева занимает изображение природы. “Человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью...
  6. Сквозные темы Писатель и персонаж: проблема взаимоотношений. (На материале цикла рассказов И. С. Тургенева “Записки охотника”, романов И. С. Тургенева “Отцы и дети” и М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)...
  7. Талантливый русский сатирик XIX века М. Е. Салтыков-Щедрин посвятил свою жизнь написанию произведений, в которых обличал самовластие и крепостничество в России. Он как никто другой знал устройство “государственной машины”, исследовал...
  8. ЗНАЧЕНИЕ ДИАЛОГА В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА “ХАМЕЛЕОН” 1 вариант А. П. Чехов – величайший мастер короткого рассказа. Никто не мог так экономно, как он, использовать выразительные средства и в...
  9. ЖИЗНЬ И МЕЧТА О ЖИЗНИ В РАССКАЗЕ И. А. БУНИНА “ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ” Рассказ “Легкое дыхание” – одно из прекраснейших произведений И. А. Бунина. В нем ярко запечатлен образ главной героини,...
  10. План 1. Януш Корчак – польский писатель, педагог. 2. Подвиг ради детей: А) педагогические наблюдения за детьми; Б) работа врачом в Доме сирот во время войны; В) газета “Малый Пшегленд”;...
  11. СМЕЛОСТЬ И НАХОДЧИВОСТЬ ДЕТЕЙ (по роману Марка Твена “Приключения Тома Сойера”) Самый отчаянный и бесшабашный, веселый и неунывающий, смелый и находчивый народ в мире – дети. Любой взрослый знает это...
  12. Рассказ был назван автором акула, так как случай приключившийся с мальчишками, связан с нападением акулы. В тот день, когда корабль стоял у берегов Африки, стояла знойная жаркая погода. Два мальчика...
  13. “ГОВОРЯЩИЕ” ФАМИЛИИ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА “ХАМЕЛЕОН” 1 вариант Антон Павлович Чехов – один из величайших русских писателей-реалистов. Всю свою творческую жизнь он посвятил обличению пороков современного ему общества...
  14. К середине 1850-х годов Тургенев стал известен благодаря своим рассказам и повестям. Пытаясь оставить “старую манеру”, он решает развить свое Творчество и переходит к большим эпическим формам. Опираясь на опыт...
  15. АВТОР И РАССКАЗЧИК В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ПОСЛЕ БАЛА” Лев Николаевич Толстой по рождению, воспитанию и жизненному опыту принадлежал к высшей помещичьей знати России. Однако писатель видел всю несправедливость,...
  16. ВЫСМЕИВАНИЕ ПОРОКОВ И НЕДОСТАТКОВ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА “ХАМЕЛЕОН” 1 вариант А. П. Чехов – великий русский писатель-реалист, мастер короткого рассказа, обличавший мир пошлости и мещанства. Он поднял на...
  17. “Маленький человек” в рассказе Чехова “Смерть чиновника” План I. Суд человеческий и суд совести. II. Самоуничтожение чиновника Червякова. III. Страх и скудоумие – главные враги человека. Презирать суд людей не...
  18. (О РАССКАЗЕ “СЕВАСТОПОЛЬ В ДЕКАБРЕ МЕСЯЦЕ”) Лучшая статья в июньском номере “Современника” принадлежит г. Л. Н. Т. и называется “Севастополь в декабре месяце”. Геройские действия наших войск при обороне Севастополя...
  19. Тема крестьянства, простого народа характерна для передовой русской литературы ХIХ в. Замечательные образы крестьян мы встречаем в произведениях Радищева, Пушкина, Тургенева, Гоголя и других классиков. В работе над своей фундаментальной...
  20. Тема русского характера в рассказе М. А. Шолохова “Судьба человека” Одной из тем произведений М. А. Шолохова является изображение простого, “частного” человека, оказавшегося в водовороте исторических катастроф. Надо заметить, что...
  21. И. С. Тургенев был характерным представителем классической русской литературной школы, которая всегда ставила перед собой социальные задачи и играла важную роль в общественной жизни. Писатель по праву гордился своими “Записками...
  22. Как в рассказе И. А. Бунина “Чистый понедельник” реализуется оппозиция “Восток – Запад”? В своих рассуждениях подчеркните, что интерес Бунина к религиозным преданиям Востока связан с поисками ответов на вопросы...
  23. Способность чутко угадывать назревшие в русском обществе проблемы и противоречия – важная отличительная черта Тургенева-романиста. В произведении “Отцы и дети” (1861 г.) воссоздана эпоха, предшествующая отмене крепостного права. В обстановке... О ЧЕМ МЕНЯ ЗАСТАВИЛ ЗАДУМАТЬСЯ РОМАН И. С. ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ”? Всякий человек сам себя воспитать должен. И. С. Тургенев “Отцы и дети” – одно из лучших произведений великого... Вещь в рассказе М. А. Осоргина “Пенсне” В первой фразе рассказа М. А. Осоргина “Пенсне” содержится утверждение, что вещи “живут своей жизнью”. У писателя “часы шагают, хворают, кашляют”, “печка шипит”,...
  24. Тема деревни и жизни дворян в своих родовых поместьях была одной из главных в творчестве Бунина-прозаика. Как создатель прозаических произведений Бунин заявил о себе в 1886 году. В 16 лет...
ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В РАССКАЗЕ И. С. ТУРГЕНЕВА “БЕЖИН ЛУГ”

Учитель русского языка и литературы школы-гимназии № 34 им. А.Тайманова Джанибекова З.Н.

Казахстан, г. Уральск.

Тема: Образы крестьянских детей в рассказе И.С.Тургенева “Бежин луг”

Цели урока :

образовательные : показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева;

воспитательные : воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус; умение работать в группах;

развивающие: развивать поисковую познавательную деятельность, монологическую речь учащихся; умения сравнивать и обобщать; развивать навыки анализа текста.

За­да­чи :

1)най­ти и про­ана­ли­зи­ро­вать порт­рет­ные ха­рак­те­ри­сти­ки маль­чи­ков;

2)по­ка­зать, как ав­тор от­но­сит­ся к сво­им ге­ро­ям; рас­ска­зать об ис­то­ри­ях, рас­ска­зан­ных маль­чи­ка­ми;

3) вы­яс­нить, как они ха­рак­те­ри­зу­ют де­тей-рас­сказ­чи­ков;

4) раз­ви­вать вни­ма­ние, па­мять, мыш­ле­ние, уме­ние ана­ли­зи­ро­вать, де­лать вы­во­ды;

5) пробудить любовь ок­ру­жаю­ще­му ми­ру.

Оборудование урока : презентация к уроку, таблицы для работы в группах, портреты мальчиков.

Формы работы : групповая, парная, индивидуальная.

Тип урока : комбинированный

Ход урока.

    Орг. момент.

    Работа над эпиграфом урока:

Все, что у меня есть порядочного, дано жизнью, а вовсе не создано мной.

И.С.Тургенев

Знакомо ли вам это имя? Как вы понимаете его слова?

    Знакомство с биографией писателя.

    Вступление в урок. Создание учителем настроя учащихся на творческую работу с текстом рассказа “Бежин луг”.

Чтение учащимся стихотворения

Слайд 1.

Летний вечер.

За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла.

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля...

    Работа в группах

- Какую картину вы представили, прослушав данное стихотворение?

Как связано это стихотворение с нашим сегодняшним уроком? (В рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).

Сколько ребят вышли в ночное?

Что значит «выйти в ночное»? (Пастьба лошадей ночью ) Что значит для мальчиков ночное? (свобода, самостоятельность). Если вы обратили внимание, сегодня на уроке будет работать 5 групп, в каждой из которых сидит тоже 5 человек.

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (запись темы урока)

Где и при каких обстоятельствах встречается охотник с ребятами?

Сегодня у нас необычный урок. Для начала мы должны раскрыть значение слова образ. Что такое образ?

В словаре Ожегова дано такое определение….

Заглянем в мир детства рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг», с содержанием которого вы уже познакомились. Итак, автор знакомит нас с крестьянскими детьми позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая друг другу страшные истории. Присоединимся к ним и мы с вами. Всмотримся в эти лица.

Каждая группа нарисует словесный портрет героя. Вы должны заполнить рабочую карту и подготовить связный рассказ о герое.

Персонаж

Семья, положение

Внешний вид

Почему попал в ночное

Характер героя, в чем он проявился

Речь героя

История, рассказанная героем

Впечатление

Один из участников группы будет выступать в роли художника, его задача будет сложнее. В течение 15 минут необходимо будет нарисовать портрет героя.

Что можно узнать по портрету?

- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека? В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. И хотя он и показывает какие-то недостатки их внешности, но писатель с симпатией относится к детям.

6. Каждая группа на урок приготовила по 2 вопроса. Участники групп задают друг другу вопросы.

7.Беседа

Ребята, немного отвлекитесь от урока. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Каждый из вас отдыхал летом в лагере. После отбоя все дети рассказывают страшные истории. Расскажите одну из них.

Каждая группа задает другой 2 вопроса («толстые» и «тонкие» вопросы)

    О чём говорят мальчики у костра? Они говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о Тришке-антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике Васе.

    Автор распределяет «страшные истории» между несколькими мальчиками. Назовите их. (Верно, это Ильюша, Костя и Павлуша. Тургенев искусно показывает, что и выбор поверья, и освещение его тем или иным рассказчиком каждый раз зависит от особенностей его характера.)

    Кто является главным знатоком поверий? (Ильюша передает наиболее страшные истории. Все это вполне соответствует его характеру: напуганность, моральная подавленность.)

    А Костя? Он выбирает поверья о русалке, и в рассказе проявляет чувствительность и жалость. Это соответствует его характеру.

    А Павлуша? (Он не рассказывает никаких поверий. Он рассказывает о действительном случае – о «предвидении», т.е. о солнечном затмении. Он хотя и иронизирует над суеверными людьми, но делает это после того, как «предвидение» не осуществилось. Его ум все еще остается бессильным перед страхами, внушенными с детства.)

    В призме какого цвета (цветов) вы представляете рассказанные истории?

7. Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых.

(Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.)

Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева. Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? Что же вы узнали? Отразите это в таблице.

8.- Вот мы и познакомились с детьми. Но о них хочется знать еще больше. В чем еще раскрывается их характер? (в поступках – это еще один способ раскрытия характера). Запись в рабочей карте

Скажите, что общего у всех детей?

Дети интересны охотнику?

(Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами).

9. Работа по иллюстрациям художника Пахомова.

Посмотрите на портреты мальчиков и определитесь с героем.

Художники представляют свои работы, сравнивают с иллюстрациями Пахомова.

10. Итоги урока.

В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.

Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится: как бы не сказать какую-нибудь глупость.

Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.

Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами.

Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.

Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.

- Каким вы се­бе пред­ста­ви­ли мир кре­сть­ян­ских де­тей 19 в.? Чем он на­пол­нен? Как они жи­ли?

11.Оценки за урок (заполнение учащимися диагностической карты)

12. Домашнее задание

Подготовьте (устно) описание Бежина луга, включив в свой рассказ средства выразительности речи.

К плеяде замечательных русских писателей 19 века, получивших мировое признание и любовь читателей ещё при жизни, относится Иван Сергеевич Тургенев. В своих произведениях он поэтически описывал картины русской природы, красоту человеческих чувств. Творчество Ивана Сергеевича - это сложный мир человеческой психологии. С рассказом «Бежин луг» в русскую литературу было впервые введено изображение детского мира и детской психологии. С появлением этого рассказа произошло расширение темы мира русских крестьян.

История создания

Крестьянские дети рисуются писателем с нежностью и любовью, он отмечает их богатый духовный мир, умение чувствовать природу и её красоту. Писатель пробуждал у читателей любовь и уважение к крестьянским детям, заставлял думать об их дальнейших судьбах. Сам рассказ - это часть большого цикла под общим названием «Записки охотника». Примечателен цикл тем, что впервые в русской литературе на сцену выведены типы русских крестьян, описанные с такой симпатией и подробностями, что современники Тургенева сочли, что появилось новое сословие, которое достойно литературного описания.

В 1843 г. И.С. Тургенев познакомился с известным критиком В.Г. Белинским, который и вдохновил его на создание «Записок охотника». В 1845 г. Иван Сергеевич решил полностью посвятить себя литературе. Лето он проводил в деревне, отдавая всё свободное время охоте и общению с крестьянами и их детьми. Впервые планы создания произведения озвучиваются в августе сентябре 1850 г. Тогда на черновике рукописи появились записи, содержащие планы написания рассказа. В начале 1851 г. рассказ был написан в Петербурге и в феврале был опубликован в журнале «Современник».

Анализ произведения

Сюжет

Рассказ ведётся от лица автора, любителя поохотиться. Однажды в июле, во время охоты за тетеревами он заблудился и, идя на огонь горевшего костра, вышел на огромный луг, который местные жители называли Бежиным. Возле костра сидели пятеро крестьянских мальчиков. Попросившись у них на ночлег, охотник лёг у костра, наблюдая за мальчиками.

В дальнейшем повествовании автор описывает пятерых героев: Ваню, Костю, Илью, Павлушу и Фёдора, их внешность, характеры и рассказы каждого из них. Тургенев всегда был неравнодушен к духовным и эмоционально одарённым людям, искренним и честным. Именно таких людей описывает он в своих произведениях. Большинство из них живёт тяжело, при этом они придерживаются высоких моральных принципов, очень требовательны к себе и окружающим.

Герои и характеристики

С глубокой симпатией описывает автор пятерых мальчиков, у каждого из которых свой характер, внешность, свои особенности. Вот как описывает писатель одного из пятерых мальчиков, Павлушу. Мальчик не очень красивый, лицо у него неправильное, но автор замечает в его голосе и взгляде сильный характер. Внешний вид его говорит о крайней бедности семьи, так как вся его одежда состояла из простой рубашки и залатанных портков. Именно ему доверено следить за похлёбкой в котелке. Он рассуждает со знанием дела о рыбе, плеснувшей в воде и о звезде, покатившейся с неба.

По его поступкам и речи видно, что он наиболее смелый из всех ребят. Этот мальчик вызывает наибольшие симпатии не только у автора, но и у читателя. С одной хворостиной, не испугавшись, ночью, он один поскакал на волка. Павлуша прекрасно знает всех зверей и птиц. Он смел и не боится примет. Когда он рассказывает, что ему показалось, как его звал водяной, трусоватый Илюша говорит, что это дурная примета. Но Павел отвечает ему, что в приметы он не верит, а верит в судьбу, от которой никуда не убежишь. В конце рассказа автор сообщает читателю, что Павлуша погиб, упав с лошади.

Далее идёт Федя, мальчик четырнадцати лет «с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал в поле не по нужде, а так, для забавы». Он старше всех среди ребят. Ведёт он себя важно, по праву старшего. Говорит покровительственно, как бы опасаясь уронить своё достоинство.

Третий мальчик, Илюша, был совсем другой. Тоже простой крестьянский паренёк. На вид ему не более двенадцати лет. Его незначительное вытянутое, горбоносое лицо имело постоянное выражение тупой, болезненной заботливости. Губы были сжаты и не шевелились, а брови были сдвинуты, как будто он всё время щурился от огня. Мальчик опрятный. Как описывает его внешность Тургенев, «верёвка тщательно стягивала его опрятную чёрную свитку». Ему всего 12 лет, но он уже работает с братом на бумажной фабрике. Можно сделать вывод, что мальчик он трудолюбивый и ответственный. Илюша, как заметил автор, хорошо знал все народные поверья, которые напрочь отрицал Павлик.

Костя выглядел не более, чем на 10 лет, маленькое веснушчатое личико было заострено, как у белочки, огромные чёрные глаза выделялись на нём. Одет он был тоже бедно, худенький, маленького росточка. Говорил тоненьким голоском. Внимание автора привлекает его печальный, задумчивый взгляд. Мальчик он немого трусливый, но, тем не менее, выходит с мальчиками каждую ночь пасти коней, сидеть у ночного костра и слушать страшные истории.

Самый незаметный мальчик из всех пятерых - это семилетний Ваня, лежавший возле костра, «смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из под нее свою русую кудрявую голову». Он - самый младший из всех, писатель не даёт ему портретной характеристики. Но все его действия, любование ночным небом, восхищение звёздами, которые он сравнивает с пчёлками, характеризуют его как любознательного, чуткого и очень душевного человечка.

Все крестьянские дети, о которых говорится в рассказе, очень близки с природой, они буквально живут в единении с ней. С самого раннего детства они уже знают, что такое труд, самостоятельно познают окружающий мир. Этому способствует работа дома и в поле, и во время выездов в «ночное». Поэтому с такой любовью и трепетным вниманием описывает их Тургенев. Именно такие дети - наше будущее.

Рассказ писателя не принадлежит только времени его создания, к 19 веку. Этот рассказ глубоко современен и своевременен во все времена. Сегодня, как никогда, требуется возврат к природе, к пониманию того, что надо её беречь и жить с ней в единении, как любимой матерью, но не мачехой. Воспитывать наших детей на труде и уважении к нему, на уважении к трудящемуся человеку. Тогда и окружающий нас мир изменится, станет чище и прекрасней.

Иван Сергеевич Тургенев.
Образы крестьянских мальчиков в рассказе «Бежин луг»

Есть в русской литературе девятнадцатого века одно любопытное произведение. Речь идет о рассказе Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг», который был опубликован в 1851 году в журнале «Современник», и вошел в сборник рассказов «Записки охотника».

Произведение было включено в школьные учебники словесности практически сразу после своего появления в печати.
Это значит, школьники читают «Бежин луг» уже около 160-ти лет.

Творение литературоведы относят к жанру очерка. Это такая разновидность малой формы эпического произведения, для которой характерно отсутствие конфликта, и в котором много описательных элементов.
Основного действующего лица в рассказе нет. Герой-рассказчик, от лица которого ведется повествование, ничего не сообщает о себе, он выступает в роли наблюдателя за пятью крестьянскими мальчиками-пастухами, с которыми случайно столкнулся ночью в степи. Автор подробно описывает внешность и характеры мальчиков, а также истории-былички, которые те рассказывают друг другу у костра, чтобы развлечься.

Композиция произведения необычна. В качестве экспозиции рассказа выступает дневной пейзаж теплого июльского дня. Затем происходит знакомство с автором и описание ночного пейзажа – это завязка произведения. Кульминацией эпического сюжета является встреча с мальчиками. Затем идет развитие действия – мальчики рассказывают свои истории. И вот тут каждый рассказ ребенка имеет свою собственную композицию – завязку, кульминацию, развязку. Далее развитие действия продолжается. Ночной пейзаж переходит в утренний, автор прощается с ребятами. В эпилоге очерка автор рассказывает о судьбе одного из мальчиков – Павлуши.
Главное место, где происходит действие это сам луг, именем которого и назван рассказ, а центром действия являются огни двух костров, вокруг которых располагаются люди, собаки, чуть дальше кони, и еще дальше – река, обрыв, холмы, лес.

Автор описывает окружающее пространство – луг, холмы, обрывы, а также «тёмное чистое небо», на котором, по выражению Вани, звездочки,
«что пчёлки роятся». Сам охотник говорит о небесных светилах так:
«Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли».
Тургенев, замечательный мастер-пейзажист, описывает жизнь природы в развитии. Так, под утро, перед рассветом «уже склонились к темному краю земли многие звезды, ещё недавно стоявшие на небе», и само небо «светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали».
Но не только прекрасные картины предстают нашему воображению. Благодаря таланту Тургенева мы, словно наяву, слышим звуки и запахи природы, живые голоса и интонации речи мальчиков.

Федя – стройный красивый мальчик с кудрявыми белокурыми волосами лет четырнадцати. Аккуратно и красиво одет. Автор заостряет внимание на обуви мальчика. В то время как другие ребята босые или в лаптях, на ногах Феди сапоги, причем сшиты они именно на него, не отцовские. Это говорит о достатке в его семье.

Второму мальчику, Павлуше, лет двенадцать. Красивой внешностью и ладной одеждой он похвастаться не может. «Волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее». Но автор его выделяет среди остальных, отмечает его внутреннюю силу, духовную красоту.

Третьему, Ильюше, столько же лет, сколько и Павлу. Внешность его непримечательна, одет он чистенько, опрятно.

Четвертый, Костя, мальчик лет десяти, выглядит печально и задумчиво. Больше всего автора-рассказчика поражают его глаза, «они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, на его языке по крайней мере, не было слов». Он маленького роста, одет очень бедно.

И, наконец, последний мальчик, Ваня, самый младший среди них, около семи лет. Автор пишет о нем немного: русый, кудрявый, неразговорчивый.

Чтобы не скучать у костра, мальчики рассказывают друг другу былички. Быличка это рассказ о чем-то необычном, фантастическом, зачастую автор былички был прямым свидетелем или соучастником этих событий.

Маленькие дети, сегодняшние и вчерашние, любят порассуждать о чём-то необычном, чудесном, страшном и опасном. Не являются исключением ребята из «Бежина луга». Из мальчишек больше всех историй рассказывает Ильюша.

Первая его история о домовом, которого он, якобы, видел собственными глазами, когда оставался ночевать с другими детьми на старой рольне бумажной фабрике.

Другая история Ильюши о встрече псаря Ермилы со странным барашком, который умеет говорить, как человек.

Ещё он рассказывает о покойном барине, который ищет разрыв-траву, чтобы выйти из могилы;
о гадании бабки Ульяны, которая видела на церковной паперти людей, кому предстоит умереть, и среди прочих она узнала себя.

Самая смешная история – о Тришке – удивительном человеке, который должен появиться перед концом света. За конец света необразованные крестьяне приняли солнечное затмение, а за Тришку – бочАра, который одел на голову новый жбан и прошелся так по улице.

Он знает и о лешем, который мешает путникам найти дорогу из лесу.

Рассказывает об Акулине-дурочке, которую свел с ума водяной. У этой истории есть объяснение, Акулина топилась сама, потому что ее обманул возлюбленный, но с водяным, конечно, интереснее.

Костя рассказывает со слов отца о том, как плотник Гаврила повстречал русалку. Ему удалось выйти с той встречи невредимым, наложив на себя святой крест, но с тех пор он ходит невеселым. Русалка в отместку наложила на него заклятие.
Ещё одна история Кости – о звуках из бучила – омута. Павлуша дает две версии, объясняющие происхождение странных звуков – жалобы души утопленника или крик маленьких лягушек. Но суеверных ребят больше устраивает версия о душе утопленника.

Третья история Кости о Феклисте и ее сыне Васе. Женщина была очень сильно привязана к своему ребенку и никуда от себя не отпускала, будто чуяла беду. Стоило ей однажды упустить его из виду, как того утащил на дно водяной, а сама Феклиста сошла с ума.

Павлуша, который из всех ребят был менее склонен к суевериям, идет набрать воды из реки и слышит голос Вани, который зовет его из воды. Для напуганных ребят это знак, они боятся, что Павлуша может утонуть.

В каждой быличке есть доля реальности и вымысла. Но если сегодня эти страшные рассказы кажутся полной фантастикой, вымыслом, то в девятнадцатом веке, когда не могли объяснить многие явления природы с научной точки зрения, большинство бедного населения было неграмотным, в них верили.
Лишь один из детей, Павлуша, пытается найти реальное объяснение этим историям, что говорит о его одаренности, богатом внутреннем мире.
К сожалению, ему не суждено вырасти и выучиться, случайное падение с лошади и внезапная смерть еще крепче убедят остальных в существовании необъяснимых потусторонних сил, ведь самым загадочным из всего, что существует в мире, являются тайны природы и человека.

С любовью и нежностью рисует Иван Сергеевич Тургенев крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы.
Автор стремился не только пробудить в читателе чувство любви и уважения к деревенским ребятишкам, но и заставлял задуматься над их дальнейшей судьбой.

Тема урока: Образы крестьянских мальчиков в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». Их портреты, рассказы, духовный мир.

Цели урока:

Образовательные: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев.

Воспитательные: формировать воспитательную портретность. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать внимание к окружающему миру, любовь и тягу к неопознанному.

Развивающие: развитие поисковой познавательной деятельности, монологической, диалогической речи учащихся, выразительного чтения, навыки работы со словом, навыки анализа текста.

Задачи: 1) Найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков; 2) Показать, как автор относится к своим героям; рассказать об историях, рассказанных мальчиками; 3) Выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков.

Эпиграф: «Читая рассказ, словно наяву любуешься мальчишками – каждый из них – характер, в каждом неповторимая душа…»

Ход урока:

    Орг.момент.

    Вступительное слово учителя.

Ребята, какой рассказ читали мы на прошлом уроке? От имени кого ведется повествование? Как он попал на Бежин луг?

Кого он увидел на лугу?

Что делали ночью на лугу ребята? (стерегли табун лошадей?).

Тема нашего урока: Образы крестьянских мальчиков в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».

Прочитаем эпиграф к уроку:

«Читая рассказ, словно наяву любуешься мальчишками – каждый из них – характер, в каждом – неповторимая душа..».

И. Смольников «Середина столетия».

III . Понятийный диктант.

Наш урок начнем с понятийного диктанта. Слушайте внимательно. Вы должны дописать слова – термины.

1. Средство художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер __________(портрет)_________

2. Изображение природы в лит-ре и живописи_____(пейзаж)______

3. Построение, структура художественного произведения __(композиция)

4. Короткие рассказы, цель которых испугать слушателя___(страшилки)

5. Слова, характерные для определённой местности_______(_диалектизмы)

6. Слова, характерные для простого разговорного языка___(просторечные слова).

Что такое портрет? (Описание внешности человека).

Эти понятия связаны с произведением, которое мы анализируем.

Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Цель нашего урока – дать характеристику героям рассказа «Бежин луг»).

Давайте вспомним, сколько мальчиков встретил охотник-рассказчик в лесу?

Как их зовут?

Сейчас вы будете исследователями. Дадите характеристику героям.

Вспомним план характеристики литературного героя:

    Портретная характеристика

    Характер

    Рассказы мальчика, его речь.

    Поступки мальчиков.

IV .Словарная работа.

Армячок – одежда из грубой ткани.

Подслеповатый – плохо видящий.

Лесовщик – тот, кто занимается рубкой леса.

Тщедушный – хилый, худой, слабый.

V. Кто из мальчиков самый старший? Начнем с характеристики Феди.

Расскажет Данил.

Сколько ему лет?

Какая у него внешность?

Из какой семьи мальчик?

Как ты это определил?

Как он одет?

Последняя деталь, на которую обращает внимание автор, была очень важна в крестьянском быту: Многие крестьяне были так бедны, что сапоги были только у главы семейства, и то не всегда. А у Феди были собственные сапоги, не отцовские. Это говорит о том, что семья была зажиточной.

Как он говорит? (Он говорил мало, словно боясь уронить свое достоинство).

Как он ведет себя? (Как старший, солидно, с достоинством. Он серьезный).

Как вы думаете, как сложится в дальнейшем судьба Феди?

2. Илюша. (Мирослав).

Сколько лет Ильюше? (12)

Внешность какая?

О чем он рассказывает? Перечисли. (основная тема: утопленники, покойники).

Илюша где работает? (на фабрике лесовщиком). Семья многодетная. Маленькие дети за гроши занимались тяжелым трудом.

3. Павлуша. (Саша).

Сколько ему лет?

Внешность какая?

Характер. (У него сильный характер, он сильный духом, смелый, умный, решительный, рассудительный).

(С любовью, уважением описывает мальчика).

Как сложится жизнь Павлуши в дальнейшем? (Он погиб, упав с лошади). Автор пишет об этом с горечью, с болью.

4. Костя.

- Давайте вместе охарактеризуем Костю.

Сколько ему лет?

Внешность какая?

(У него худое лицо, в веснушках, книзу заострено как у белки, губы тонкие, черные большие глаза. Он был маленького роста, одет бедно. Характер трусливый. Он боится всего, задумчивый, печальный).

О чем он рассказывает? (О русалке. Русалка звала заблудившегося плотника Гаврилу к себе. В итоге он стал несчастным).

5. Ваня.

Сколько ему лет? (7 лет). Он самый младший из ребят.

О нем написано мало. Мальчик лежал на земле под рогожей. У него русая кудрявая голова. Тихий. Из бедной семьи.

VI . Физкультминутка.

Гимнастика для глаз.

    Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая про себя до пяти. Повторить 3 раза.

    Для улучшения мозгового кровообращения.

Сидя на стуле. На счет 1-2 – плавно наклонить голову назад. 3- 4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 раза.

VII . Итак, мы раскрыли образы крестьянских мальчиков. Давайте еще раз вернемся к их портретам. Игра «Узнай героя».

1. ….стройный мальчик….с кудрявыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеяной улыбкой.

(Федя)

2. …волосы всклоченные, черные, глаза серые, лицо бледное, тело приземистое, неуклюжее.

(Павлуша)

3. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами, лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое.

(Илюша)

4. …..странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что – то высказать.

(Костя)

5. только изредка выставлял из – под рогожи свою русую кудрявую головку.

(Ваня)

6. Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью.

(Павлуша)

VIII . Рассказы мальчиков . Сейчас вы будете творческими людьми.

Представьте себе летнюю ночь. Вы сидите у костра. Какие рассказы мальчиков вам понравились? Расскажите.

Какой вывод можно сделать? Рассказы какие? О чем? (Это страшилки. Рассказы детей красочные, яркие, у детей богатое воображение. И то, что дети верят в страшилки, свидетельствует об их темноте, о том что они суеверны).

Дети интересны охотнику –рассказчику? (Да, они интересны охотнику. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. С любопытством наблюдал за ребятами).

А вам ребята понравились? Кто особенно?

IX . Обобщение.

О чем мы говорили на уроке?

Сегодня мы раскрыли образы крестьянских мальчиков.

Мальчики какие? (добрые, у них богатый духовный мир, они пытливые, любознательные, отзывчивые. Хотя они суеверные, темные, необразованные).

Мир детства в рассказе многоцветный. Это и радость и горе.

X . Домашнее задание.

Представьте себе, что вы находитесь рядом с этими мальчиками. Какую быличку, страшилку вы бы рассказали? Подготовить свою быличку.

Кому принадлежат эти слова?

    Да как же это может этакая лесная нечисть христианскую душу спортить?..

(Феде)

    Вишь плеснула, должно быть щука. А вон звездочка покатилась…

(Павлуше)

    А ведь вот и здесь должны быть русалки.

(Феде)

    Эх, вы, вороны! Чего всполохнулись? Посмотрите – ка, картошки сварились.

(Павлу)

    С нами крестная сила.

(Илье)

    Знать от дому отбился, теперь будет лететь, покуда на что наткнется, и где ткнет, там и ночует до зари.

(Павлу)

    Сидни же у вас в деревне сидят, вот уж сидни.

( Илюше)

    Леший не кричит, он немой. Он только в ладоши хлопает да трещит.

(Илюше)

    И зачем эта погань на свете развелась? Право!

(Павлу)

    Гляньте – ка, гляньте – ка, ребятишки, гляньте на божьи звездочки, - что пчелки роятся!

(Ване)

    Ну, ничего, пущай! Своей судьбы не минуешь.