Гиперметропия        27.12.2023   

Как молиться в местах силы. Сила молитвы в нашей жизни

Молитва — не чародейство, а способ справляться с жизненными неурядицами, не прибегая к агрессии, алкоголю и другим деструктивным вещам. Опора на ту силу любви и доверия, которые не доступны в суете обыденной жизни. А именно такие состояния и способны творить чудеса! В статье собраны удивительные истории очевидцев. Молитва — это обращение к невидимому миру, Богу, Святым людям, ангелам, диалог с ними. В чем же сила молитвы? В чем смысл разговора с теми, кого не видишь? Каким образом слова помогают? Почему молитвы так распространены уже тысячи лет?

Напишу о том, как психология отвечает на эти вопросы. Вы можете быть совсем не религиозным человеком, скептиком, атеистом, но психика есть у каждого. Поэтому для молитвы нет разницы, кто её произносит. Если слова идут от сердца, то они меняют наше состояние.

1.Молитва снимает тревогу, дает возможность рационально действовать, сохранять рассудочное поведение в стрессовой ситуации.Мозг так устроен, что на сложный вызов среды, формирует доминанту, очаг возбуждения, который угнетает все остальные. Ваш ребенок заболел? Вы охвачены страхом за него, трудно сосредоточиться, вы переживаете. А нужно действовать, принимать решения. Или — напротив — ждать, когда врачи сделают свою работу. Молитва позволит ослабить мозговую доминанту. Молитвенное обращение, речевое действие поможет сохранять спокойствие в нелегкую минуту. А освободившиеся ресурсы мозг направит на решение проблемы.

2. Чтение молитвы помогает гармонизировать гормональный фон, избежать нарушений телесного благополучия. При сильном эмоциональном потрясении в кровь выбрасывается адреналин, гормон страха и стресса. Мышцы напрягаются, сильнее сердце, учащается ритм дыхания. Мы готовы к драке или бегству. Но не всегда можно ударить или убежать. И тогда напряжение начинает угнетать наш организм, постоянно находится в сверхмобилизации без истощения сил невозможно. Важно суметь расслабиться, успокоиться, чтобы сохранить здоровье. Моя знакомая рассказывала, как её ребенок тяжело заболел коклюшем. Он задыхался так, что оказался в реанимации. Она собрала волю в кулак, делала все необходимое, не позволяя себе страдать и плакать. Сын выжил и стал поправляться. А мать оказалась в больнице с язвой на нервной почве. Молитва же помогает рассеять напряжение и сохранить здоровье.

«Папа сильно заболел. Врачи никаких прогнозов не давали, только разводили руками: «80 лет, что вы хотите!». Мне сестра звонит и, плача в трубку, рассказывает, как нашему папочке плохо. И я подошла к иконе Матронушки и стала молиться. Молиться не умею, говорила, что в голову приходило, просила отвести болезнь и продлить жизнь папочке. У меня такого никогда не было, я как-то вся ушла в молитву. Словно уже не дома, а где-то парю, вижу себя со стороны, потом толчок и я осела на пол. Как будто проснулась, очнулась, если хотите. В горле все пересохло, голова была тяжелая, но на сердце стало спокойно. Папа не сразу пошел на поправку, еще какое-то время он находился на грани, потом сестра позвонила и сказала, что папе стало лучше. После этого он прожил еще 5 лет».

3. Молитва включат гармонизирующие состояния доверия, любви, контакта с всемогущей силой.Замечательная история, приведенная ниже, демонстрирует, как это состояние может приходить изнутри психики, во сне. Как много сил дает теплота, любовь, ласковый свет! Как мы нуждаемся в этом в самые тяжелые и трудные моменты жизни!

«У меня есть подруга, добрый и чистый человек. Однажды она мне рассказала о сне, который ей всегда снился в трудные минуты отчаяния и безнадежности. Она закончила институт, поступила в аспирантуру и решила выйти замуж за своего единственного любимого мужчину, которого любила с 8 класса. Родители были категорически против: беден, без образования, национальность не подходит. Да и его родители мечтали о другой жене. Но молодые поженились и стали жить у родителей приятельницы. Даже рождение внука не примирило родителей с этим браком. Бесконечные скандалы, требования развестись и выгнать мужа. Он и сам уходил из дома. Где он был неделями, она не знала. Каждый раз, когда она уходила гулять с ребенком, родители собирали вещи их и ребенка, говорили: «Уходи из дома и не приходи, пока не разведешься». Приятельница говорила, что находилась практически на грани безумия и отчаяния. И в этот момент ей снился один и тот же сон: она входит в пустую комнату, стены которого состоят из ласкового света и комната пронизана каким-то любящим светом. Утром она просыпалась как будто обновленная, спокойная, веселая. Проходило время — сыпались неприятности. И когда наступал край отчаяния, ей опять снился волшебный сон о комнате, в которой так светло и так много любви к ней. Сейчас они с мужем замечательно живут, вырос сын-умница».

4. Молитва концентрирует на важной задаче, подключая к решению глубокие уровни психической организации. Это может выглядеть как чудо. Чудо и есть.

«Напишу я, как я поверила в силу слова и молитвы. У меня сыну исполнялось 18 лет, начались комиссии в армию. Он высокий очень, сколиоз есть, плоскостопие, артрит, пролапс клапана сердца — всё равно годен. Я очень боялась армии. Надо знать моего сына. Он такой, слабый морально, никогда не дрался. Были у нас проблемы некоторые в детстве с особенностями развития — родился он с травмой головы и долго не говорил. А потом начал заикаться. Сильное заикание нам сняли, но какие-то заминки в речи всё равно порой проскальзывали. К ним и привязался невропатолог на комиссии, и дали ему направление на обследование в отделение неврозов. Я шла возле церкви, зашла и поставила свечки, просила: «Пусть моего сына не забирают. Если есть шанс какой-то, то отведи, Господи! У меня, кроме него, никого нет». Я боялась, что его затравят. Боялась за него, очень. При этом ни денег, ни связей, чтоб откосить, у меня не было. Сына положили в больницу, а я не могла долго приехать, работала тогда без выходных. Звоню ему, а он вдруг начинает заикаться на каждом слове, чего не было никогда. При этом сам пугается и говорит — я не понимаю, что со мной. Я приезжаю к нему, а он уже просто мычит, даже на слове мама, и дальше сказать не может. До слёз. При этом он не косит и не придуривается, нет в нём такой хитрости. Я ко врачу. Тот сам говорит: «Мы ничего понять не можем, у него спазмы, начало челюсть сводить, потом шею». Его кололи, успокаивающие разные, он как зомби. Я себя проклинала, думаю: «Вот, сама нагадала, сама сына подставила своими словами». В церковь опять ходила, прощения просила. Сын настолько не мог ничего уже говорить, что перестал и пытаться, молчал. Приеду к нему, уйдём в парк, гуляем, молчим. Пытается что-то сказать, оба плачем. Выписали его без улучшения, выписку нам не дали, отправили в военкомат. Призыв за это время прошёл, перенесли на весну. Он в техникуме учился, я ходила, просила, чтоб не спрашивали его, письменно всё отвечал. Потом, понемногу стал приходить в себя и заикание уменьшилось. Весной пошёл в военкомат, приносит военный билет, годен условно. После этого заикание стало резко проходить, и сейчас он не заикается совсем».

Есть выражение «Кто в окопе не лежал, кто детей не рожал — тот в Бога не верит». Действительно, в обыденной жизни мы мало думаем о чем-либо сверхъестественном, погружены в суету и проблемы. Но в тяжелых ситуациях, когда встает вопрос жизни и смерти, когда тревога неопределенности невыносима, мы ищем сил и поддержки у невидимого мира. Даже если раньше он был не очень нам интересен.

Василий Петров, муж моей двоюродной бабушки, прошел войну танкистом. Рассказывал, как на фронте тайно плавили олово и лили себе крестики, как молились, чтобы выжить. Многие ветераны, их близкие говорили о том же. Молитва помогала справляться с чудовищной тревогой перед лицом смерти.

«Моя бабушка в войну вымолила деда. Каждый вечер она и четверо девочек вставали на колени и молились. Деда направили с самого начала войны сразу в бой, от полка осталось только пять раненых человек, которых привезли во фронтовой госпиталь. Главврач как-то к нему подошел и предложил остаться у него санитаром, который с места боя подбирает раненых. «Так у тебя есть шанс выжить», — сказал деду главврач, -«Иначе как только вас немного вылечим, сразу в бой, из которого ты уже не сможешь вернуться». Дед дошел до Берлина, получил два ордена Красного знамени, вернулся в деревню, в которой практически не осталось мужиков».

«Мне мой свекор рассказывал, как молились на фронте. И молитву, 50 псалом Давида «Живый в помощи Вышняго», переписанную от руки показывал. Вся старенькая, затёртая. Он считал,что она его на фронте спасла…»

Первое, с чем человек - сталкивается, поверив в Бога и приходя в Церковь, первое, чему он начинает усердно учиться и от чего в начале христианского пути у него вырастают крылья, - это молитва. О молитве написаны тысячи томов, над этой «наукой наук» трудились в течение веков многие святые отцы и подвижники благочестия.

Но вот неофитский период проходит, и, я уверен, почти все начинают замечать, что молитва их оскудевает, сердце плотяное превращается в каменное. Святые отцы говорят, что тут-то и начинается настоящая духовная жизнь. И она оказывается весьма и весьма сложной.

В одной из своих бесед митрополит Антоний Сурожский поставил очень важный вопрос: «Может ли еще молиться современный человек?». И он отвечает на него в том смысле, что современный человек не только может, но и на самом деле все время молиться, вопрос только — кому? Чтобы молиться Христу, человек должен, как и Христос во время всего своего служения, находится в самом сердце человеческой трагедии. Такая молитва — молитва не словами, а делом, сопереживанием, состраданием — и будет настоящей христианской молитвой.

Не только святые отцы, но и многие современные проповедники говорят, что не так важно (если вообще важно) «вычитываение акафистов и канонов», как внутреннее, сердечное отношение к Богу, соизмерение своей жизни, поступков — с Евангелием. Важна именно эта внутренняя открытость Богу, доверие Ему. Хотя порой такие «контакты» с Богом бывают совершенно неожиданными, не вписывающимися в то, о чем мы привыкли читать в духовных книгах.

Я хотел бы рассказать о нескольких случаях такой «неправильной» молитвы, которые произошли в моей жизни или в жизни моих знакомых...

Однажды я выносил мусор. Был теплый весенний день, настроение у меня было прекрасное, в семье все было хорошо. Казалось, что и во всем мире все прекрасно — за последнее время в новостях я не услышал сообщений о войнах, катастрофах. И по дороге на помойку (никогда не знаешь, где Бог тебя застанет) меня вдруг, как говорит молодежь, «накрыло». Я вдруг, сам того не ожидая, обратился к Богу: «Господи, дай еще так пожить!» Потом засмущался, подумал: какая-то эгоистичная молитва. Но сердце не смущалось. «Господи, дай еще так пожить! Мне так хорошо, пусть это состояние еще продлится!» Ум опять начал думать, что тут нет никакого покаяния, а сердце по-прежнему не смущалось. Я и продолжил молиться. Господь, кстати, действительно дал пожить так еще некоторое время.

А не об этом ли молился апостол Петр на горе Фавор: «Господи, хорошо нам здесь быть»? Причем и в Евангелии написано: «не зная, что говорил». То есть он и сам не понимал, что сказал, но сердце его было переполнено чем-то, ему самому не объяснимым.

…А вот еще один пример «неправильной» молитвы. Его рассказали женщины, служащие за свечным ящиком в одном из вологодских храмов. В Вологде, как и во всяком большом городе, есть свои местночтимые святые. И вот в одном их храмов этого старинного города висела икона святого Николая Вологодского. Женщина, рассказавшая эту историю, сидела за свечным ящиком, когда в храм вошел мужчина. Хотя на мужчину он был мало похож. Это был, так сказать, классический оборванный, дурно пахнущий алкаш. Таких часто из церкви выгоняют, но она этого сделать не решилась. Она решила посмотреть, что будет.

И вот этот алкаш подошел к иконе Николая Вологодского и попросил: «Мужик, помоги бросить пить!» Такая вот молитва. Надо ли говорить, что пить он действительно вскоре бросил и стал прихожанином этого храма?

А бывают случаи совершенно жуткой, кощунственной, богохульной молитвы, которую тем не менее Господь слышит и действует, исходя из своей удивительной божественной любви.

…Один мой знакомый рассказывал, что во время семейного кризиса, когда они с женой слова спокойного не могли друг друга сказать месяцами, у них случился, наконец, страшный скандал. Описывать ссору я, конечно, не стану, но она была страшной. И вот этот мой знакомый — верующий человек — после долгих часов ругани, взаимных оскорблений, битья всего и вся буквально крикнул (пусть и не вслух) Богу: «Господи! Я не знаю, чего Ты хочешь! Я ее (жену) ненавижу, я весь мир сейчас ненавижу! Я и Тебя сейчас ненавижу, поэтому делай, что хочешь!». Через несколько секунд после этого его внутреннего крика к нему подошла жена и они помирились за МИНУТУ! И потом, кстати, у них очень долгое время не было ссор.

Вот и думай после этого, что такое «приятная» и «угодная Богу» молитва. Это не значит, что так можно молиться. Так нельзя, просто недопустимо. Но это значит, что Божественная любовь превосходит все границы, четко проведенные между Богом и человеком нашим привычным «приходским благочестием». Ведь и у пророка Исайи сказано Господом: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис. 49,15).

Кстати, и этот мой знакомый потом признавался, что он не только умом, а всем своим существом ощутил, понял, что значит «надеждо ненадежных» и «отчаянных спасение». Он-то молился, находясь в совершенном отчаянии, и спасение пришло.

А бывают и случаи «обратной» молитвы. Одна моя знакомая, верующая преуспевающая женщина, не могла забеременеть. Но это не обычная история из серии «как Бог дал детей». Проблема в том, что ее муж, тоже верующий и очень хороший человек, работал в храме и не получал больших денег. Поэтому ей приходилось очень много работать, жизнь в Москве для приехавших сюда — не самое дешевое дело. И она понимала, что если сейчас забеременеет, то придется уйти в декрет, и финансовое их существование будет под большим вопросом. Вот она и металась между, так сказать, материнским инстинктом и желанием закрепиться в столице. Многим православным эта проблема может показаться надуманной, но на самом деле это очень серьезная проблема, и отмахиваться от нее не стоит. Просто сказать «положись на Бога». А вот ты сам попробуй положись! Я бы лично оказаться в ее шкуре не хотел. И думаю, что такая проблема — не у нее одной, для многих женщин она стоит достаточно остро.

И вот однажды подруга, тоже верующая, выслушав ее «метания», спросила:

А ты молишься, чтобы Господь дал детей?

Нет, - ответила моя знакомая.

А вдруг Он услышит...

Трагическая ситуация. Такое вот отсутствие молитвы при полной уверенности в Боге. И тут вопросы у меня возникают не к моей знакомой, а к тому миру, в котором мы живем. Но мир в евангельском смысле — это, как известно, нечто, враждебное христианству.

Молитва бывает разная. Главное, как говорят, святые отцы, не оставлять ее.

Есть немало мнений на тот счет, какую молитву можно назвать действенной. Одни уверены, что работают только канонические, т.е. те, что прописаны в книгах. Другие утверждают, что неважно, чьего авторства молитва, главное, чтобы она была от души.

С молитвами связано и много разных новостей и слухов. Так, например, прихожане зачастую верят, что горячо произнесенные молитвы способны творить буквально чудеса: больным людям становится легче, пьющие выходят из запоя и т.д. Естественно, такую святую верю в чудодейственность молитвы не раз высмеивали. У воцерквленных же людей есть свое объяснение силы молитвы.

Они объясняют силу молитвы силой мысли. Если человек верит и надеется, что его воззвание поможет, оно обязательно сработает. Стоит учитывать при этом, что мысли материализуются независимо от того, хорошие они или плохие. Поэтому, чтобы молитва сработала, вознося свои просьбы Богу, обязательно нужно думать только о хорошем и светлом.

Чтобы молитва сработала, необходимо в процессе произнесения ее сосредоточиться и не отвлекаться на все подряд. Соберите мысли воедино и не растекайтесь ими в разные стороны. Тем более, что молитва занимает не так много времени и вполне можно позволить себе сосредоточиться на ней.

Итак, чтобы молитва сработала, необходимо сконцентрироваться. Стоит быть готовым к тому, что с первого раза сосредоточиться не получится. Переживать не нужно – через некоторое время все у вас обязательно получится.

Естественно, сила мысли заключается и в вере. Без нее вряд ли получится добиться успеха. Ведь когда вы беретесь за какое-то дело без уверенности и надежды в его положительном исходе, оно и заканчивается соответствующим образом. Поэтому всегда необходимо верить.

Основными правилами истиной молитвые считаются следующие:
- правильная формулировка;
- правильный настрой на молитву;
- энергия души;
- присутствие разума;
- приведенное в порядок тело.

Первый пункт подразумевает правильно сформулированную просьбу или желание. Все свои проблемы в одну кучу сваливать не стоит. Выберите что-то, что на данный период для вас максимально важно. Верующие считают, что Бог сам увидит, действительно ли это вам нужно или нет. В молитве обычно содержится просьба о помощи, придании сил, возможностях для самостоятельного решения своих проблем.

Второй пункт подразумевает, что во время молитвы вы думаете только о Боге, не отвлекаясь на все, что происходит рядом с вами и других людей.

Чтобы молитва обладала определенной силой, необходимо вложить в нее всю энергии души. Рекомендуется молиться с любовью, т.к. именно она является сильнейшим энергетическим чувством. Поэтому перед молитвой необходимо освободить свою душу от злости, ненависти, зависити и прочих греховных мыслей. Наполните душу любовью, и тогда молитва будет обязательно услышана.

Разум при молении также нельзя отключать. И основная его функция - вникнуть в текст. Молящемуся необходимо понять и оценить каждое слово, прочувствовать значение всех фраз. Если этого не сделать молитва превратится в банальное бубнение, которое не затрагивает сокровенных струн души.

Тело также должно быть готово к молитве: чистое, не напряженное. Желательно провести необходимые ритуалы, которые есть в церковных обрядах.

Также есть и ряд дополнительных параметров, которые помогают превратить молитву в чудодейственное средство. Например, время. Рекомендуется произносить святые слова утром и вечером перед сном. В это время работа или еще не началась, или уже закончилась, и вы можете посвятить всего себя Богу. Также для молитвы желательно выбирать тихое место, где ам никто не будет мешать.

Чтобы настроиться на нужный лад, глубоко вдохните - 2-3 вдоха хватит, чтобы успокоить тело и чувства и настроиться на молитву.

Ну и, конечно же, стоит понимать, что молитва не должна превращаться ритуал. Чудодейственной и сильной может быть только искренняя, чистосердечная молитва, в которой каждое произнесенное слово дышит верой и любовью к Богу.

Отец Сергий

Мой добрый знакомый, лицо духовное, одессит отец Сергий как-то рассказал удивительную историю. Болела у него спина. Бывает и со священниками такое. Чего он только не делал: обращался и к светилам медицины, и к бабушкам-целительницам. Но в один прекрасный день батюшка вошел во Владимирский собор в Киеве. Он шел и как паломник, и по делам служебным. Но главное – отец Сергий чувствовал, как некая светлая сила словно вела его именно в этот храм. Переступив порог собора, он, как честно признался мне, вдруг ясно осознал свой грех священника и христианина: он не молился о выздоровлении. Как такое могло быть? Просто затмение нашло на человека. В храме отец Сергий не только испытал сильнейшее чувство вины, но и ощутил надежду. Он начал истово, искренне, от всей души молиться у икон, особенно у известного образа «Нечаянная радость». И чудо свершилось: после сороковой молитвы боли в спине прошли так же внезапно, как и появились.

Уже позже отец Сергий искренне каялся в своей глупости и давал обеты молиться не по «долгу службы», так сказать, но по велению сердца. Священник глубоко прочувствовал то место из Евангелия, где речь шла об учениках Иисуса, которым не удавалось исцелить некоего отрока. Христос вмешался, огорченный открывшимся неверием людей. Он сказал отцу отрока, что верующему все по силам. И когда ученики спросили Его, отчего им не удалось исцелить отрока, Господь ответил, что «сей род» (Он имел в виду демонов) не мог выйти из мальчика иначе, как от молитвы и поста.

А что же наука?

Однако скептики и тут могут сказать: ну и что? Просто совпадение: вошел человек в храм, и все прошло. Исцелиться, мол, он мог и в другом месте, а молитва ни при чем. Но так ли это? Давайте не будем спорить, а просто обратимся к науке.

Тут нас ждут удивительные открытия. Не так давно ученые из Германии и России одновременно открыли так называемое четвертое состояние сознания. Оно возникает у человека во время молитвы. До сих пор называли обычно три состояния: бодрствование и две фазы покоя, быстрый и медленный сон. Однако ученые доказали, что во время молитвы мозг человека работает в специфическом режиме. Это состояние можно сравнить с блаженством здорового малыша, таким состоянием младенца, когда он просто счастлив, не зная отчего. Просто малыш чувствует, что рядом любящие его родители, что они защищают его и заботятся о нем. Это просто счастье «без причины» и безмятежность.

Но ведь такое состояние дарует человеку и молитва, обращение к Отцу Небесному и Матери Божией… Ученые выяснили, что во время искренней, глубокой молитвы у людей проходят сердечные боли, нормализуется давление, уходит состояние стресса. В результате такие верующие люди и живут дольше, и болеют меньше. Ощущение счастья, покоя и защищенности проникает в их душу и исцеляет тело.

А канадские невропатологи и неврологи подтвердили, что люди, умеющие искренне молиться, практически не испытывают нервных расстройств и срывов. Они меньше переживают по поводу больших и малых жизненных неудач, меньше расстраиваются, не озлобляются и чувствуют себя защищенными. И это, по словам ученых, позволяет говорить об особых функциях, которыми обладают нервная система и мозг верующих людей.

Однако не всякая молитва действенна. И это осознают верующие. Истинна та молитва, которая услышана Богом. Но что это значит? Интересно, что именно ученые дают ответ на этот вопрос. Молитва, услышанная Богом, именно та, которая позволяет нам подняться над суетным, обыденным и увидеть все вокруг с высоты, понять, что есть мир земной, но есть и небесный. Есть преходящее, а есть и вечное. При таких молитвах, и это удивительно, исчезают или уменьшаются ритмы в коре головного мозга. То есть достигается ощущение покоя и просветления. Чем глубже погружение в молитву, тем заметнее упорядочение биоритмов.

Известно, что святые мученики благодаря молитвам и искренней вере в Бога могли переносить физические страдания. Известен пример Амвросия Оптинского. Лев Толстой после беседы с этим старцем сказал: «Этот Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и легко стало у меня на душе, почувствовал близость Бога». Амвросий между тем страдал тяжелыми телесными недугами, от которых, по мнению врачей, умер бы немедленно, будь он атеистом. Но старец прожил 79 лет. Да еще, несмотря на постоянные боли, был жизнерадостен, подбадривал всех и давал людям советы.

Как действует молитва

Но почему же молитва влияет непосредственно на работу мозга? Да потому, что человеческая речь состоит из звуков определенной высоты, или, как говорят ученые, набора определенных частот звукового спектра, их комбинаций и амплитуд. Поэтому проговоренная даже шепотом молитва похожа на музыку и является по существу медитацией.
Целебный эффект молитвы ученые объясняют новым взглядом на себя, окружающих и мир, отходом от земных забот, их сиюминутности и суетности по сравнению с вечными ценностями, открытыми человеку Богом. Так, многие больные, искренне и подолгу читающие молитвы, преодолевают страх смерти, уныние, обретают оптимизм и уверенность в благоприятном исходе. Все это приводит к закономерному повышению иммунитета, лучшему самочувствию. Сопротивляемость организма болезням растет, и происходит исцеление.

Британские ученые из Центра изучения мозга в Кембридже провели эксперимент на 20 добровольцах, среди которых были 10 глубоко верующих людей и столько же атеистов. Каждому из участников эксперимента закрепили на руке электроды и пропустили слабые разряды электрического тока. Во время опыта верующим предложили смотреть на икону с ликом Иисуса Христа, атеистам – на репродукцию одной из картин Гогена. За 20 минут эксперимента каждый доброволец получил 20 неприятных электрических разрядов. Но восприняли их две группы по-разному. Смотрящие на лик Христа чувствовали себя в полной безопасности и не волновались. При этом приборы показали, что они испытывали не такую сильную боль, как те, кто рассматривал картину Гогена. Прибор, анализирующий работу мозга, показал, что у верующих активизировалась передняя доля правой половины, то есть эти люди сами подавляли причиняемую им боль. А вот у атеистов подобной реакции мозга не было.

Интересно, что научные работники баптистского медицинского центра в Уэйк-Форест, Северная Каролина, прогнозируют, что скоро люди забудут про обезболивающие препараты, потому что медитация блокирует болевые ощущения гораздо лучше.

Канадские ученые тоже зафиксировали различия в деятельности головного мозга верующих и неверующих людей. Они провели тест, который позволил измерить активность коры головного мозга в разных условиях. Оказалось, что у религиозных людей значительно менее активна область мозга, изменяющая поведение человека под влиянием стрессов, эмоциональных переживаний. Ученые показали прямую взаимосвязь: чем сильнее религиозное чувство, тем спокойнее эта область мозга и тем меньше человек совершает ошибок в самых разных ситуациях.

«И звезда со звездою говорит…»

Но важны факты не только исцелений, но и своеобразной защиты молящихся и их близких, тех, кого касается молитва в разных жизненных ситуациях. Вспомним солдат, вернувшихся домой благодаря молитвам их матерей, родных и близких, охраненных молитвой в странствиях и гонениях, тяготах и лишениях… Говорят: «Бог услышал молитву». И сейчас стало понятно, что это не просто слова. Ведь все мы, наш организм, вся Вселенная – это ритм. Пульс, дыхание, движение вод и ветров, планет и Солнца. Пульсируют звезды, кометы и галактики идут по своим путям. И искренняя молитва, ее ритм, озвученный и посланный вовне, во Вселенную, не исчезает, она звучит и звучит, достигая Того, кто дал человеку этот дар – дар речи. Библия говорит: «В начале было Слово…» И глубинный смысл этой фразы мы только начинам постигать.

А чудеса молитвы между тем продолжаются. Вот и в конце прошлого года в Киево-Печерской лавре после настойчивых молитв прозрела ослепшая девушка Елена Мельниченко. Опухоль зрительного нерва у девушки исчезла. Исцеление произошло возле чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица» в храме Всех Преподобных Отцов Печерских. Израильские и украинские врачи, безуспешно лечившие Елену, подтвердили факт исцеления.

Новость отредактировал Черная _ кошка - 4-02-2014, 21:20

Поистине много может усиленная молитва (Иак 5:16). Это подтверждается множеством примеров. Апостол Иаков дает при­мер из Священной истории Ветхого Завета: по молитве пророка Илии небо не давало дождя в течение трех с половиной лет. Для народа Божия это означало испытание голодом.

Имея перед собой яркий пример сильной молитвы, я стою перед ним в сознании собственной немощи. И чтобы это сознание не стерлось во мне со временем, Церковь ежедневно напоминает мне о грехах против молитвы. Ежедневное вечернее правило содержит в себе молитву ко Пресвятому Духу. В ней верующий просит прощения у Бога: Прости, Господи, Царю Небесный, аще стоя на молитве, ум мой о лукавствии мира сего подвижеся… или о молитве не радих . Ум мой отходит от молитвы, направляясь к лукавству мира сего, потому что мирское сильнее, чем духовное, затрагивает мой ум. Я нерадиво отношусь к молитве, потому что хотя и знаю, как много может молитва, но это знание не стало силой, преобразующей жизнь, не стало опытом. И поэтому когда мне нужно решить какую-то задачу, я прежде всего подбираю мирские средства для ее решения. Я стараюсь делать дело, а молиться о деле приходит в голову, только если дело не получается. Молитве в данном случае отводится роль соломинки, за которую хватается утопающий. А ведь он видит, что хватается за соломинку, то есть за что-то крайне некрепкое, ненадежное, но поскольку другого выхода у него нет, хватается за то, что есть.

Конечно, такое отношение к молитве образцовым никак не назовешь. Далекое от образцового положение дел надо как-то исправлять. Но как? Кто может усилить нашу немощную молитву? Есть ряд условий, при которых молитва может стать сильнее. Православная мистико-аскетическая традиция большое место уделяет условиям, способствующим внимательной молитве, в которой участвует весь человек. Отцы-исихасты подчеркивают важность психофизического единства человека молящегося и специально говорят о первой стадии освоения молитвенного делания как о стадии устной молитвы, то есть молитвы, совершаемой не только “про себя” , но и проявляющейся во внешней речи, то есть телесно. Однако и молитва, совершаемая вслух (велегласно), может быть вполне бездушной. Даже молясь на весь храм, диакон может незаметно перейти с одной молитвы к совершенно другой и вместо Многая лета возгласить Вечную память .

Для того, чтобы сохранить внимание во время молитвы, практикуется краткословная молитва. Наиболее известная ее формула - это молитва Иисусова: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного . Краткословная молитва помещается в одной простой фразе, и ум за несколько ее слов просто не успевает утомляться, то есть краткословная молитва не требует от молящегося каких-то особых интеллектуальных усилий, что позволяет разуму долго и активно участвовать в молитвенном делании. Однако практика Иисусовой молитвы также не всегда является примером живой сильной молитвы. Повторяя по много раз молитву Иисусову, человек может постепенно перейти к механическому воспроизведению слов этой замечательной молитвы. Один из афонских подвижников ХХ века уподобляет механическое повторение Иисусовой молитвы тиканью часового механизма. В такой молитве жизни не больше, чем в часах.

Еще один усилитель молитвы можно увидеть в том, чтобы стараться молиться как можно чаще и продолжительнее (в конечном счете - молиться непрестанно). Но и это условие усиления молитвы само по себе не приводит к достижению искомого результата. Святитель Игнатий Брянчанинов сравнивает продолжительную молитву, совершаемую внешним образом, с обильным дождем, который падает с неба и разбивается о железную крышу, под которой хранятся зерна. Зерна не получают влаги, не прорастают и не приносят богатый урожай. Этот образ святителя Игнатия говорит о том, что внешние приемы по усилению молитвы могут не дать результата.

Церковный писатель протоиерей Валентин Свенцицкий называет еще одно непременное условие успеха в молитве - это борьба со страстями. Действительно, много может молитва праведного, бесстрастного.И стало быть, путь к праведности - это путь к сильной молитве. Но многое зависит от того, как понимается праведность. В истории Церкви есть пример ереси, содержание которой целиком мистико-аскетическое. Ересь мессалианства - ересь “молящихся”, которые считали, что 15-летней борьбы со страстями достаточно для того, чтобы стать бесстрастными навсегда, и что для бесстрастного человека молитвенное делание есть такое богообщение, которое заменяет собой таинства.

Православная установка радикально отличается от мессалианской: борьбе со страстями и покаянию в грехах на земле нет конца. Это значит, что продолжительные аскетические подвиги способствуют очищению сердца от страстей, но не гарантируют бесстрастия. Отвержение мессалианства означает еще и то, что церковная соборная молитва, церковное богослужение - это не первоначальный этап в молитвенном делании; церковная молитва - это пожизненная школа для всех верующих. Личная молитва верующего усиливается от того, что она, как маленькая струйка, входит в поток молитвы собравшихся в храме Божием (протоиерей Глеб Каледа).

Все эти приемы, усиливающие молитву (молитва вслух, краткословная, частая и продолжительная, соборная) будут плодотворными только при соблюдении определенного условия: между небом (Богом) и землей (человеком) не должно быть железного занавеса. Человек молящийся не должен закрываться от небесного дождя железной крышей. Когда молитвенник открывается Небу, он получает дождевую воду жизни вечной, как Небесный дар, и это приносит обильный плод. Одних усилий человека для того, чтобы молитва стала сильной, мало. Нужно, чтобы усилия человека были умножены силой Божией. Сильная молитва может быть именно результатом содействия (синергии ) Бога и человека.

Сильной молитвы нет без силы Божией. Само богооткровенное библейское представление о Боге связано с образом Силы. То слово, которое в переводе Ветхого Завета мы читаем как Бог (на языке оригинала Эль, Элоах, Элогим ), буквально означает ‘Си­ла’ или ‘Силы’ (во множественном числе, то есть Сила в высшей степени). Бог воспринимался ветхозаветным человеком как Сила по преимуществу, Сила всепобеждающая. И в православном богословии это учение о Боге как о Силе нашло свое особенное выражение. В ХIV веке подвижник и великий богослов Православной Церкви святитель Григорий Палама сформулировал учение о нетварных Божественных энергиях. Согласно этому учению, Бог открывается в мире как нетварные силы (dЪnamij ) и нетварные действия (™nљrgeia ), причем сила Божия непосредственно и есть Сам Бог. И человек может достичь единства с Богом не по сущности, как учат об этом пантеисты, и не по личности, что означало бы растворение личности человека в Личности Бога . Соединение Бога и человека возможно как прямое и непосредственное, и возможно оно именно в энергии, в силе, в действии, и это соединение на языке догматики называется синергия - содействие.

Синергийная молитва немыслима без Бога, Который действует Собою в молящемся, и немыслима без человека, без его усилий. В древнем Патерике есть одна история, которая хорошо иллюстрирует это утверждение. К великому подвижнику Антонию пришел человек с просьбой помолиться за него. Авва ответил ему: “Ни я, ни Бог не сжалится над тобой, если ты не будешь заботиться сам о себе и молиться”. Молитва, усиленная синергией, возможна как совместное действие двух: Бога и человека. Сила молитвы имеет место тогда, когда сила Божия в немощи совершается (см. 2 Кор 12:9). Это таинственное изречение Апостола дает надежду всем, кто ищет усиления своей молитвы. Апостол Павел свидетельствует, что даже обессиленный, немощный человек, если он эту свою немощь осознает и исповедует перед Богом, если он открывает свое сердце для того, чтобы Бог вошел в него Своею силой, вошел в него как сила, укрепляющая немощь человеческую, то Бог действительно посещает такого человека и творит в нем и через него чудные дела Свои. Эта немощь человека, молящего Бога о подании силы, и есть та нищета духовная, о которой говорил Господь наш Иисус Христос в Своей Нагорной проповеди: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф 5:3). Человек, ощущающий себя духовно нищим, просит о духовном даре, и если он взыскует самого главного - Самого Бога, Самого Дарителя и Дар, Саму Силу всепобеждающую - тогда Господь сходит с Небес на землю сердца такого человека как благодатный дождь, наполняет его жизнью и делает молитвы его действенными и сильными.