Конъюнктивит        04.02.2024   

Календарь. Тест "Вселенная, время, календарь" по окружающему миру Практическая работа «Компас»

Природные часы, календарь, компас Окружающий мир, 2 класс Урок № 5

Что такое природные часы? Что такое календарь? Для чего нужны часы, календарь и компас? Как люди в древности ориентировались, не имея специальных приборов?

Определяем основной вопрос урока Нет, на рисунке изображен вечер, а мальчик смотрит на север. На рисунке изображено утро. Мальчик что-то увидел на юге. Кто прав? Какие возникают вопросы? Тема урока: Природные часы, календарь и компас. Как без часов определить время суток? Как узнать, в каком направлении двигаться?

Совместное открытие знаний Природные часы Какое природное явление легло в основу природных часов? Когда не было часов, люди узнавали время суток по солнцу. Время дня, когда солнце поднимается выше всего, назвали полднем. В полдень тени от предметов самые короткие. Попробуйте определить время суток на рисунках в учебнике стр. 20 На левом рисунке – летний полдень, тень короткая. На правом – летний вечер: тень длинная.

Ориентирование во времени Немного истории Для измерения небольших промежутков времени люди изобрели часы. Ещё в Древнем Египте первыми были изобретены солнечные часы. Посреди ровной площадки вбивали колышек, который в солнечный день отбрасывал тень. В течение дня тень передвигалась. И по её положению люди определяли время дня.

Ориентирование по солнцу Солнце – центральное тело Солнечной системы, раскалённый плазменный шар. Зимой солнце в полдень (12 часов дня) стоит низко. Предметы отбрасывают длинные тени. Летом солнце поднимается высоко. В полдень предметы отбрасывают короткие тени.

На смену солнечным появились водяные часы, которые были изобретены в Египте. Они показывали время не только днем, но и ночью. Водяные часы представляли собой две емкости, наполненные водой. А вы знаете, что первый будильник на земле тоже был водяным. Скорее это даже был школьный звонок. Его создателем был древнегреческий ученый и философ Платон, который жил за 400 лет до нашей эры. Этим прибором он созывал учеников на свои уроки. Затем появились песочные часы, которые до сих пор используются.

Около 2000 лет назад были изобретены песочные часы, которые дожили до наших дней. Но наиболее удобны механические часы, которыми мы пользуемся сегодня.

А вы знаете, что существуют «живые» часы. В старые времена люди просыпались с призывом петуха. Еще существуют цветочные часы. Люди давно заметили, что цветы раскрываются и закрываются в одно и то же время суток. Например, одуванчики дружно раскрываются в 5 часов утра. А кувшинки можно назвать речными часами. Их до сих пор называют «часами туристов» . Они открывают свои белоснежные лепестки в 7 часов утра и в течение всего дня поворачиваются за солнцем.

Совместное открытие знаний Природный календарь Догадайтесь, что означают цифры под рисунком? Как изменяется вид луны за одну неделю? Иногда она бывает месяцем, иногда бывает круглой, а некоторое время её вообще нет на небе. Потом всё повторяется. Месяц растёт Первая неделя Количество дней. Месяц стареет Вторая неделя Третья неделя Четвёртая неделя Сколько по времени длится один цикл превращения Луны? Между двумя новолуниями проходит 28 дней – почти месяц. Вот почему второе название луны – месяц. Что можно назвать природным календарём? Природный календарь – Луна.

Ориентирование по Луне Луна – естественный спутник Земли, ближайшее к ней небесное тело. Лунный календарь Между двумя новолуниями проходит 28 дней, почти месяц. Это лежит в основе создания лунного календаря.

Совместное открытие знаний Природный компас Капитан ведёт корабль много дней, не видя земли. Как он узнаёт, что движется в нужном направлении? Чтобы ответить на вопрос, прочитайте текст на стр. 22. Капитан ориентируется по солнцу и звездам. Если встать лицом к солнцу в полдень, куда будет падать тень? Где будут располагаться восток и запад? Тень будет падать на север, восток будет слева, запад справа. Как определить время, если известно направление на север? Если север совпадает с тенью, значит это полдень.

Совместное открытие знаний Природный компас Как по Полярной звезде найти стороны света? На север указывает Полярная звезда, сзади будет юг, слева – запад, а справа восток. Что можно назвать природным компасом? Природный компас – Солнце и Полярная звезда. А если на небе будут тучи и днём и ночью. Как узнать направление? ?

Совместное открытие знаний Для определения сторон света используется специальный прибор – компас. Прочитайте о компасе на стр. 23 Найдите стороны света в классе.

Это интересно: кто и когда придумал компас? История компаса… Компас изобрели в Древнем Китае, как и бумагу, зонты и порох. Ещё в Китае 2 тыс. лет назад применяли магнит для указания направления при путешествии в пустынях. Китайский компас имел вид ложки из магнетита, установленной на пластине, на которой были обозначены стран света. Подтолкнув черенок ложки, ее приводили во вращательное движение. Компас показывал черенком точно на юг. Позже в китайских компасах появилась плавающая стрелка компаса, изготовленная из искусственного магнита. Обычно она была в форме рыбки. Эту рыбку опускали в сосуд с водой, где она свободно плавала, указывая своей головой в ту сторону, где находился юг. Затем стрелка компаса стала изготовляться в виде швейной иглы. В начале XIII века «плавающая игла» стала известна европейцам. Компас был первым навигационным прибором, позволившим прокладывать курс в открытом море. Благодаря компасу испанские и португальские моряки в конце XV века отважились на далекие плавания через океан. В Европе в в 12 -13 веках использовали магнитную стрелку, укрепленную на пробке и опущенную в сосуд с водой. В 14 веке Флавио Джойя усовершенствовал механизм: стрелку надели на вертикальную шпильку, к ней крепился лёгкий круг, и всё это было помещено в сухую круглую коробку, получившую название «котелок»

Ориентирование – установление своего местоположения, направления, времени движения. Ориентирование Во времени По часам По календарю Солнечному Лунному На местности По солнцу По звёздам По местным признакам По компасу

Это интересно: У многих древних цивилизаций имелись свои календари: Зарубки на столбах Узелки на верёвочках Древние сооружения, например, памятник древней культуры. Стоунхендж

История календаря… Календарь появился тоже еще в древние времена. Наблюдая за небесными светилами, люди определяли благоприятное время для посевов и сбора урожая. И заметили цикличность этих временных периодов. В древние времена каждый народ имел свои календари. Самые известные являются лунные, солнечные календари. Например, наблюдая за луной, люди заметили, что между двумя новолуниями проходит 28 дней - почти месяц. Вот почему второе название луны - месяц. Удивительно, что одним из самых точных считается календарь древних индейцев майя. Согласно расчетам астрономов майя года составляет 364 дней, что почти соответствует современному календарю (365 дней).

Часы – прибор, отсчитывающий время в течение суток. Календарь - 1. Система счёта больших промежутков времени. 2. Таблица или книжка с перечнем всех дней в году. Компас – прибор для определения стран света (сторон горизонта).

На первую ступеньку Встал парень молодой, К двенадцатой ступеньке Пришёл старик седой. год Ежегодно приходят к нам в гости: Один седой, другой молодой, Третий скачет, четвертый плачет. времена года Ночью по небу гуляю, Тускло землю освещаю. Скучно очень мне одной, А зовут меня … луной Рогалик, рогалик, Золотые рожки! Тучке сел на плечи С тучки свесил ножки. месяц Украшал ночную синь Золотистый апельсин. А прошла неделька только, От него осталась долька. луна и месяц Один костер весь мир согревает. солнце Белые цветочки Вечером на небе расцветают, А утром увядают. звёзды С зарёй родился, Чем больше рос, Тем меньше становился день Махнула птица рукавом, Покрыла свет одним пером. ночь Под новый год пришёл он в дом Таким румяным толстяком. Но с каждым днём терял он вес И, наконец, совсем исчез. календарь Мы ходим ночью, ходим днём, Но никуда мы не уйдём. Мы бьём исправно, каждый час, А вы, друзья, не бейте нас! часы


Итог урока? Для чего нужны часы и календарь? ? Как без часов можно определить время суток? ? Как пользоваться солнечным календарём? ? Как пользоваться лунным календарём?

Вывод: Какую работу мы сейчас выполняли? Чему научились? Кто с ней справлялся легко? Кому пока было трудновато? Кто или что вам помогло справиться? Кто доволен сегодня своей работой? Кто хотел бы что исправить? Что для этого нужно сделать? Какую бы отметку вы себе поставили?

Вот уже неделю создаю календарь природы для Дани. Вот так примерно он будет выглядеть. Как только прочищу дюзы принтера, сразу распечатаю и повешу, стенд у нас уже висит.

Немного о содержимом.

Поезд дни недели раскрашен в цвета радуги, в вагончики можно будет вставлять героев - котенка, щенка и др. Также их можно будет сажать в корзину воздушного шара. В качестве героев можно использовать персонажей любимых мультфильмов, гномика, домовёнка и т.п. На каждом вагончике количество кружков соответствует дню недели по счёту.

На воздушном шаре и будильнике будут стрелочки, которые ребенок будет перемещать в соответствии с месяцем года и временем суток. На свободных листах будут размещаться стихи, загадки про времена года, дни недели и т.п.

На термометре будет сине-красная ниточка, которую можно будет перемещать в зависимости от того, какая температура на улице. Герои, которых можно будет сажать в поезд и воздушный шар.

На полосу вчера, сегодня, завтра можно будет прикреплять картинки с основными событиями, которые происходят в жизни ребенка: приезд или поездка к бабушке, поход в театр, парк, цирк, детский сад, праздники и т.п. Также туда можно будет прикреплять данные о своих метереологических наблюдениях - погоде - дождь, снег, солнечно, облачно и т.п.

Чтобы получить Календарь природы, просто сделайте РЕПОСТ этого сообщения в любую социальную сеть или свой блог и отправьте мне на почту активную ссылку на него.

ВАЖНО! Активную ссылку на свой перост присылайте мне на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . Здесь, к сожалению, я не всегда успеваю следить за комментариями.

Спасибо за репосты и комментарии!)

Сохранить Сохранить Сохранить Сохранить Сохранить Сохранить Сохранить

1 слайд

Названный в честь римского императора Юлия Цезаря. «юлианский» год имеет среднюю длину 365 суток. Однако между истинным солнечным годом и юлианским годом существует заметное расхождение. Истинный солнечный год длится 365 дней 5 часов и 49 минут, так что юлианский год оказался немного длиннее. Вначале на эту неточность не обращали внимания, но постепенно начало весны в календаре все больше смещалось к февралю. В XVI веке астрономическая весна началась не 21, а 11 марта. Необходимо было задуматься о новой реформе календаря! Созиген показывает Юлию Цезарю новый календарь

2 слайд

Было бы несложно привести египетский календарь в соответствие с разливами Нила. Уже в 238 году до Р.Х. фараон Птолемей Ш Эвергет попытался реформировать календарь. Он издал декрет Канопуса, в котором приказывал, чтобы короткий год через каждые 3 года удлинялся на 1 день, т.е. составлял 366 дней, как это теперь делаем мы. К сожалению, тогда эта гениальная идея не привилась. И только римский полководец Цезарь вновь вернулся в 48 году к этой мысли и повелел, когда стал римским императором, к каждому 4-му году добавлять по 1 дню. Такие годы стали называть високосными. Юлий Цезарь

3 слайд

Для древних египтян самой важной из всех дат был ежегодный разлив Нила. Именно это событие определяло их жизнь и составляло основу существования. Разливы, время посева и сбора урожая зависели исключительно от Солнца и никак не были связаны с Луной. Поэтому египтяне создали солнечный календарь. В нем было три больших периода по 4 месяца – время разлива Нила, время посева и время сбора урожая. В каждом из 12 месяцев было по 30 дней. Таким образом, получаем 12*30=360 дней. Чтобы получить 365, к ним добавляем еще 5 дней, их называют эпагоменами. К сожалению год с его 365 днями был слишком коротким.

4 слайд

Главное назначение календаря – соотносить события с чередой дней. Слово календарь пришло к нам из древнего Рима. Оно происходит от латинских слов caleo «провозглашать» и calendarium «долговая книга». По первым числам каждого месяца было принято уплачивать проценты по долгам.

5 слайд

Вероятно, первые предшественники современного календаря появились уже 30 тысяч лет назад. Найдены древние обломки костей с зарубками, которые многие ученые считают обозначением дней или каких-то более продолжительных отрезков времени. Древние жители Вавилона также имели свои календари, основанные на астрономических наблюдениях. Они могли точно рассчитывать затмения и расположение планет относительно друг друга. Гигантский календарь представляет собой также каменные кольца Стоунхенджа в Южной Англии. Соединяющие различные каменные блоки линии указывают на важнейшие точки восхода и захода Солнца и луны.

6 слайд

Проект подготовлен учеником 6 класса б Тимохиным Иваном. Руководитель: учитель математики Калугина Ольга Омаровна. МОУ СОШ №1 г. Пугачева 2011год.

7 слайд

8 слайд

Окончательно вопрос о календарной реформе в России был решен только после Великой Октябрьской социалистической революции. Уже 16 ноября 1917 г. этот вопрос был поставлен на обсуждение советского правительства, а 24 января 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря». Этот декрет был подписан В. И. Лениным и опубликован 25 января 1918 г.. Он начинался словами: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени, Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь»

9 слайд

В 1582 году григорианский календарь был введен в Испании, Португалии, Италии, немного позднее во Франции и Голландии. Поскольку эта идея исходила от папского престола, многие протестантские страны сопротивлялись реформе календаря, да и некоторые католические князья не хотели его принимать. Папу упрекали в том, что он хочет украсть у людей 10 дней и обмануть перелетных птиц. Григория XIII обвиняли также в том, что он хочет сбить Иисуса Христа, который теперь не знает, в какой день он должен появится на Страшном суде. Некоторые возражения высказывали и ученые, но они были опровергнуты в 1603 году папским астрономом Клавиусом. Постепенно сопротивление было сломлено. Самые длительные споры по этому вопросу происходили в странах, где рядом жили католики и протестанты, особенно в Германии. В Швеции григорианский календарь был принят только в 1844 году, а в 1875 году он был введен в Египте, на родине солнечного календаря.

10 слайд

В древней Руси, до принятия христианства, счет времени вели по четырем сезонам года. Началом года была весна, важным сезоном считалось лето. В 988 г. Русь приняла христианство и юлианское летоисчисление, но с отклонением.

12 слайд

В 1572-1585 гг. папский престол занимал папа Григорий XIII. Его очень интересовали проблемы календаря. В 1576 году он созвал комиссию астрономов, которые должны были разработать проект реформы календаря. В 1581 году работа была завершена. Чтобы вновь привести календарь в соответствие с истинным временем, 10 дней опускались. После октября 1582 года сразу следовало 15 октября. Правила включения високосного года изменились так, что годы 1700, 1800, 1900, 2100, 2200 и 2300 стали считать обычными, т.е. насчитывающими по 365 дней, хотя они должны были быть високосными. В то же время високосными остаются годы 2000 и 2400. И впредь годы, которые делятся на 400, считаются високосными. Введением этого правила средняя длина года несколько сокращалась, ведь за 400 лет 3 високосных года выпадают. Теперь у нас принято такое исчисление длины года: средний юлианский год -365,2500 дня средний григорианский год -365,2425 дня солнечный год -365,2422 дня. Так что григорианский год лишь ненамного отличается от подлинного. Лишь в 3300 году разница составит 1 день, но календарное начало весны потихонечку все-таки сдвигается назад и следует призадуматься над усовершенствованием календаря.

Детский календарь природы – это пособие для ознакомления ребенка с природными явлениями и циклами, растительным и животным миром. Игра в метеоролога позволяет ребенку внимательнее наблюдать за окружающим миром, замечать детали, помогает полюбить природу.

Календарь природы «Окружающий мир» от издательства «Страна Фантазий» предназначен для детей 6-7 лет (подготовительная группа) и нацелен на изучение не только погодных явлений. На многочисленных карточках изображены разные животные и растения, играющие дети; есть даже карточки, посвященные значимым праздникам: например, Новый год.

Что входит в набор

  • настенный плакат «Календарь природы» (ламинированный картон, 700х490 мм)
  • 200 тематических карточек
  • магнитные и картонные детали для сборки
  • книга с методическими рекомендациями
  • инструкция по сборке календаря

Как заниматься с детским календарем природы

Игровые поля

На календаре есть несколько зон:

1. Шкала «Температура»
2. Шкала «Дни недели»
3. Шкала «Даты»
4. Поле «Времена года»
5. Поле «Год»
6. Три прозрачных кармашка «Явления неживой природы»
7. Три кармашка «Живая природа»
8. Кармашек «Праздник»
9. Кармашек «Период времени года»

Занятия с каждым полем составят комплексное наблюдение за окружающим миром и дадут ответы на множество детских вопросов.

Несколько полей календаря требуют дополнительной сборки. Для этого в комплекте идут стрелочки, картонные «кнопки» и магниты, а также два шнурочка.

Шнуры красного и белого цвета скрепляем особым способом (схема дана в инструкции) и продеваем в специальные металлические кольца на концах нарисованного термометра. Теперь ваш ребенок сможет выставить правильную температуру, лишь потянув за веревочку.

Поле «Времена года» представляет собой круг, разделенный на 4 сектора. В центре круга есть магнит, к нему нужно прикрепить стрелку (тоже на магните). Эта стрелка укажет не только время года, но и конкретный месяц, обеспечивая полную наглядность при занятии.

По нижнему краю календаря идут шкалы дат и дней недели. Они также оборудованы магнитом – длинной полосой, к которому крепится указатель. Указатель – это яркий кружок с магнитом на обратной стороне. С помощью него ребенок отмечает необходимое число в календаре.

Карточки

Но самое интересное – это, конечно, карточки. Разнообразие картинок в достаточной мере отражает то количество природных явлений и изменений, которое может увидеть ребенок.

Карточки находятся на больших листах, места отреза обозначены пунктиром. С обратной стороны каждой карточки – слово или словосочетание, называющие то, что изображено с лицевой стороны. Например: «стрекоза», «высаживаем рассаду цветов».

Карточки разноформатные, соответствующие своим «окошкам» на календаре.

Каждый день вы вместе с ребенком наблюдаете за окружающим миром, отмечая все привычные и необычные явления. Превратить это в игру можно совершенно по-разному. Например, можно фиксировать на календаре события прошедшего дня. Или провести викторину, вспоминая вчерашний день.

Среди карточек – различные виды растений и животных. Они помогут ребенку узнать много нового.

И, конечно, вы всегда можете дополнить предложенный комплект карточек. Предложите ребенку нарисовать самому то, что его поразило и заинтересовало в процессе наблюдения.

В календаре есть самое «приятное» окошечко – «Праздник». Кроме предложенных карточек («Новый год, «День космонавтики»), в него можно вставлять символы любого праздника, значимого для вашей семьи или для ребенка. Отмечайте на календаре дни рождения, именины, первый день в школе или первый день лета – все, что захочется. Чем больше личного будет отмечать ребенок в календаре, тем охотнее он станет заниматься им.

Благодаря съемным элементам календарь – универсален и прослужит долго, не надоедая ребенку.

Что развивает детский календарь природы

Календарь природы Светланы Вохринцевой – это и результат, и проверка наблюдений ребенка. Раскладывая карточки по окошкам, он учится систематизировать полученную информацию, выделять из нее основные факты. Разнообразные поля на календаре наглядно показывают связь природных явлений и времени года, времени года – и встречающихся животных, растений, а также связь погоды с действиями человека.

Ребенок станет более наблюдательным, любознательным и внимательным. Составляя рассказы о прошедшем дне, он разовьет связную речь, выучит и запомнит новые слова.

Также у вашего юного натуралиста улучшатся память, логическое и образное мышление.

Что такое календарь

Слово «календарь» пришло к нам из Древнего Рима. Кале́нды – это первые дни месяца. Их объявляли на центральной площади города. Это и означало наступление нового месяца. Разными народами было создано множество календарей.

Интересно выглядели первые календари – это были узелки на верёвке или зарубки на палке. Заранее завязав на верёвке определённое количество узелков, а затем ежедневно развязывая по одному, человек мог приблизительно указать, сколько времени прошло от одного события до другого.

Современные календари

В современном календаре каждый месяц разделён на недели. В неделе 7 дней. Каждый день недели имеет своё название. В нашей стране первый день недели – понедельник.

По назови все дни недели. Начни с понедельника.

В календаре особо отмечают дату – день, месяц и год. Красным цветом выделяют наиболее важные праздничные даты и выходные дни.

Посмотри на рисунок. Расскажи, что тебе известно об этих праздниках.

В году 365 дней, или 12 месяцев.

В месяце 30 или 31 день (в феврале 28 или 29 дней).

В неделе 7 дней.

Вопрос и задания

1. Зачем человеку нужен календарь?

2. Назови дату своего рождения.

Выбери правильный ответ.

1. Календы – это:

а) первые дни месяца;

б) последние дни месяца.

2. Зимние месяцы:

а) декабрь, январь, февраль;

б) январь, февраль, март.

Раньше многие народы по-своему определяли начало нового года, выбирая для этого наиболее важное, с их точки зрения, событие или природное явление.

В России долгое время начало нового года отмечалось 1 сентября, когда заканчивались все полевые работы. И только в 1699 году царь Пётр I ввёл в России новый календарь. Началом года стало считаться 1 января.