Гиперметропия        16.02.2024   

Разработка урока к рассказу В. Осеевой "Печенье"

Конспект урока

по чтению

в 4 классе слабослышащих, обучающихся по программе 8 вида.

Тема: «Рассказ В.Осеевой «Печенье»

Воспитательные цели:

Оборудование: выставка книг Осеевой, презентация, пособия (солнышко, где лучи – положительные качества человека; туча, где капли – отрицательные качества человека), таблички, инвентарь для драматизации, мебель, посуда, печенье, платок, бусы, вязание.

Ход урока

    Оргмомент

Поздоровайтесь.

    Вступительная беседа

(За экраном):

    Работа с дежурным звуком

Какой дежурный звук?

    Проблемное начало урока – работа с кроссвордом

Учитель за экраном:

    Что мы читаем? Сказку? Рассказ? Стихотворение?

(На экране портрет )

Валентина Осеева написала очень много интересных детских рассказов, которые учат детей быть добрыми, внимательными.

3. Как называется рассказ?

    Работа по содержанию рассказа

Вспомним содержание рассказа.

Откройте книги на стр.59.

    Проверка домашнего задания - моделирование реальных ситуаций нравственно-этического характера.

С каждым из вас мы подготовили маленькие сценки. Покажем?

    Итог урока

Что мы делали?

    Оценка работы

(Учитель оценивает работу детей)

Вы такие молодцы, что мне захотелось вас отблагодарить сладостями. Дежурная, К., подойди ко мне, держи пакет.

Интрига: Как поступит?

Кому раздаст?

Угостит ли присутствующих?

На экране: СПАСИБО!

Самоанализ

открытого урока по чтению

в 4 б с/с классе

тема:

«Рассказ А.Осеевой «Печенье»

На занятии присутствовали учащиеся 4б класса, обучающиеся по программе VIII вида.

Образовательные цели: - закрепить понимание содержания рассказа.

Воспитательные цели:

Подвести учащихся к осознанию личностного отношения к описываемым событиям, к нравственно-этическим выводам быть добрыми, внимательными, заботливыми;

Формировать интерес к чтению, к творческой деятельности.

Коррекционно-развивающие цели:

Способствовать повышению речевой активности посредством наглядности, кроссворда, игр, драматизации;

Активизировать мыслительную деятельность;

Развивать слуховое восприятие и контролировать произносительные навыки.

Материал соответствует теме и целям урока, требованиям программы и возможностям учащихся.

Объём и степень сложности заданий подобран исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей.

План занятия предусматривает специфические для школы слабослышащих структурные компоненты:

Установка на правильное произношение;

Работа с дежурным звуком;

Упражнения на развитие слухового восприятия.

Соблюдены элементы охранительного режима, чередование разнообразных видов деятельности, мультипликационная физминутка, включающая в себя и двигательные упражнения, и зрительные упражнения для глаз. Все этапы занятия взаимосвязаны, плавно переходят один в другой.

Занятие отвечает специальным требованиям, предъявляемым к урокам чтения:

    Эмоциональная выразительность достигалась:

Соответствующим интонационным оформлением речи учителя и учащихся;

Выразительностью лица;

Средствами эстетичного оформленной наглядности, яркие пособия;

Драматизацией с эмоциональной передачей характеров героев.

2. Непосредственная связь читаемого с жизненным опытом читателей реализовалась через личные впечатления, отношения к героям рассказа, сценок, к их поступкам.

3. Стимулирование творческой деятельности школьников достигнуто проведением самого урока, участием детей в инсценировках, участие их в разгадывании кроссворда, анаграмм, в выполнении различных заданий.

4. Разгадывание кроссворда, анаграмм, обсуждение героев сценок создавало условия для повышения речевой активности учащихся. Анализ ответов позволяет оценить уровень знаний, словарный запас, наблюдать уровень памяти.

Для всех учащихся были элементы новизны:

Презентация;

Мультфизминутка;

Понятия: положительные и отрицательные качества человека.

Анализ поступков персонажей рассказа, сценок, выражение собственного отношения к ним способствовали подведению детей к нравственно-этическим выводам. Всем хочется быть добрыми, заботливыми, внимательными.

Занятие достигло поставленных целей.

«Сотворчество» инсценирования помогло создать на занятии необычную эмоциональную атмосферу, стимулирующую интерес к чтению.

Учитель Иванова Н.М.

Тема урока близка и понятна детям. О своей семье, о любви и уважении к старшим учащиеся всегда говорят с большим интересом. Дети учатся размышлять над содержанием произведения, определять его идею, ставят вопросы нравственного содержания и ищут на них ответы. Урок призывает каждого задуматься о своём поведении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает».

В. Осеева «Печенье».

Цель:

  1. приобщение детей к общечеловеческим ценностям (добросердечие, любовь и уважение к родным, совестливость);
  2. совершенствование навыков сознательного, беглого, выразительного, правильного чтения;
  3. развитие творческих способностей и ассоциативного мышления.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз

Я знаю, каждый в классе – гений.

Но без труда талант не впрок,

Мы вместе сочиним урок!

Я уверена, вы мне поможете. А чтобы всё получилось нам надо потрудиться.

2. Подготовительные упражнения.

а) Дыхательная разминка:

«Остуди чай» «Понюхай цветок» «Сдуй пылинку».

б) Звуковая разминка :

Работа насоса……ф-ф-ф-

Шум леса …ш-ш-ш

Бег лошадки …цок-цок-цок…

Рычание тигрёнка …р-р-р

Полёт пчелы …з-з-з

в) Литературная разминка.

(слайд с антонимами)

Подберите к словам слова, противоположные по смыслу.

Про кого так говорят? (про людей)

Учитель . Может ли человек быть только хорошим или только плохим?

- У каждого человека могут быть хорошие и плохие черты характера. В каждом человек есть две половинки: белая и черная. Важно только какую человек открывает в себе больше.

А теперь поработаем над пословицами. Соедините начало с концом.

Начало пословиц

Конец пословиц.

1.При солнышке тепло,

1. чем родная матушка.

2. Нет лучше дружка,

2. кто красиво поступает.

3. Красив тот,

3. тот вовек не погибает.

4. Кто родителей почитает,

4. при матери добро.

Какой темой эти пословицы объединены?

Ученики . Эти пословицы о семье.

– Семья, что это в вашем понимании, какие ассоциации приходят на ум?

(Это любимые, самые родные люди, которые уважают друг друга, помогают. Семья- это любовь, дружба, тепло, уют в доме, взаимовыручка и взаимопонимание, совместный труд, общие интересы и т.д.)

Тема урока

Учитель . Ребята, всему, о чем мы сейчас говорили, учат рассказы Валентины Александровны Осеевой.

Рассказ у чителя о биографии В.А.Осееевой.

В 1902 году в городе Киеве на Украине родилась писательница В.А. Осеева. Осеева Валентина Александровна в юные годы мечтала стать актрисой, но придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят рассказы, сказки, стихи, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. В 1940 г. вышла ее первая книжка «Рыжий кот». А вот ещё известные произведения В.Осеевой.

(показ слайда с книгами)

А теперь прочитайте девиз нашего урок (слайд девиза)

А вы знаете, эту фразу сказала мама Валентины Осеевой! Когда Валя была маленькой, она любила читать короткие рассказы без помощи взрослых. Однажды мама спросила: "Понравился тебе рассказ?" Маленькая Валя ответила, что не знает, об этом она не думала. Тогда мама огорчилась: «Мало уметь читать, надо уметь думать». Эти мамины слова Валя запомнила на всю жизнь. И рассказы В.Осеевой хоть и небольшие, но очень поучительные. Рассказ, который мы с вами будем читать сегодня, тоже заставит вас задуматься.

  1. Физминутка. Перед чтением давайте немножко расслабимся.

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали: раз, два, три.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Вправо ниже наклоняйся.
Влево тоже наклоняйся.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Один, два, три, четыре, пять.
Открываем. Поморгаем
И читать мы начинаем.

5.Первичное восприятие текста (читает учитель)

Произведение, которое вы сейчас услышите, называется «Печенье».

(слайд с картинкой)

Вот вы послушали рассказ. Вам стало весело или грустно? Покажите сигнальными карточками (чёрные и белые). Почему?

Кто герои рассказа?

Как можно назвать их одним словом? (семья)

Понравилась вам эта семья? Покажите сигнальными карточками.

Вижу, что не понравилась. Ну что ж, давайте разберёмся.

6. Работа с текстом по учебнику

Прочитаем теперь вместе и по каждой части немного побеседуем. Будьте внимательны. При чтении вам встретятся трудные слова. Давайте проговорим их.

(слайд с трудными словами)

1) Повторное чтение и анализ прочитанного :

1-я часть (1-ый абзац)

Где происходит действие?

Зачем собралась семья? (чаепитие)

Для кого мама принесла печенье?

Покажите, какое настроение было в семье в начале рассказа? (белые)

2-я часть (до слов « рассыпчатое, сладкое» )

С какими словами обратился Миша к Вове? (Дели по одному, сказал строго)

С какими словами обратился Миша к бабушке?

Изменилось настроение у мамы и бабушки? (если сначала бабушка весело звенела чашками, то теперь автор пишет «за столом стало тихо»)

3-я часть (до конца)

Итак, главный вопрос: правильно ли разделили мальчики печенье? (Нет, они разделили печенье только между собой и не подумали о других членах семьи)

А вы поступаете также?

Итак, давайте сравним, как начинался и как закончился вечерний чай для всей семьи?

(Начинался весело, все дружно собрались за столом, у всех хорошее настроение. А закончился тем, что мама и бабушка сидели и молчали, бабушке достался кусок чёрного хлеба, а мама даже не притронулась к чаю. Конечно, им очень обидно и неприятно, что дети так себя повели)

Мальчики поступили неправильно, повели себя плохо. Какими же растут Вова и Миша? Подберите слова для характеристики героев рассказа.

На доске запись:

Вежливый Невнимательный Эгоист

Жадный Добрый Бессовестный

– Кто такой эгоист? (Эгоист – себялюбивый человек, пренебрегающий интересами окружающих, думающий только о себе)

Знакомство со значением слова эгоист по толковому словарю Д.Ушакова

А хотели бы вы иметь таких друзей?

Можно ли назвать эту историю поучительной? Чему она учит? (почитанию старших, уважению к родителям)

Давайте ещё раз обратимся вот к этим пословицам. Они подходят к рассказу «Печенье»?

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

Что значит чтить, почитать родителей?

(слайд: уважать, относиться с любовью)

Дорогие ребята! Совсем недавно мы с вами отмечали красивый праздник Международный женский день 8 Марта. Мы поздравляли своих мам, бабушек, сестёр. Но вы должны их любить не только по праздникам. Если вы хотите сделать маму счастливой, поступайте так, чтобы она радовалась каждый день и с гордостью могла сказать: «Знаете, какие у меня хорошие дети!» Не огорчайте своих мам, не обижайте бабушек, всегда помогайте и помните, что мама дала вам жизнь, вскормила вас своим молоком. Помните об этом особенно, когда станете взрослыми. И сколько бы ни было человеку лет 5 или 50, ему всегда нужна мама.

(музыкальная презентация о маме)

8. Завершение работы

Давайте ещё раз вернёмся к рассказу. Завершая работу над текстом, я хочу предложить вам интересное задание. Рассказ я разделила на части и каждую часть приклеила на полоску цветной бумаги. Они ничего вам не напоминают?

Да, это цвета радуги. Задание: расположить части текста так, чтобы получился рассказ. И если части соберём правильно, получим радугу. Итак, с какой полоски начинается радуга?

Дети выходят к доске, читают отрывки и из полосок складывается радуга.

Появилась радуга на доске сейчас. Веселее стало на душе у нас.

Только последняя полоска пустая. А может быть нам стоит придумать счастливое окончание этой истории? Как вы считаете, у Вовы и Миши есть шанс исправиться, не стать совсем уж чёрствыми, невнимательными, бездушными? Подумайте и сочините к этой истории хороший конец. Это и будет ваше домашнее задание.

Итог урока

– Было ли что-то на уроке, тронувшее вас?
– С чем вы уходите с данного урока, что взяли в голову и в душу?

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

Дели по одному, -- строго сказал Миша.

Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

Ровно? -- спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

Рассыпчатое! Сладкое! -- говорил Миша.

Угу! -- отзывался с набитым ртом Вова .

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму -- она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку -- она жевала корочку чёрного хлеба...


Технологическая карта (план-конспект)

урока литературного чтения,

проведенного в 3 «Б» классе

МБОУ СОШ №14

учителем начальных классов

Власовой Анастасией Александровной

Дата 17.02.2017 ФИО учителя Власова А.А.

Класс 3 «Б»

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение

Целевой блок

Тема урока:

«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»

Цель урока:

Ознакомление детей с рассказами В.А.Осеевой «Печенье» и «Лекарство»

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- ознакомление с произведением В.А. Осеевой «Печенье»

Ознакомление с произведением В.А. Осеевой «Лекарство»

Формирование навыков работы с текстом

Формирование системы читательских и речевых умений

Личностные УУД:

Формирование чувства эстетического удовольствия

Развитие воображения, эмоциональной чуткости и мышления

Метапредметные УУД:

*Регулятивные:

1.Умение характеризовать анализировать

2. Умение сравнивать

3.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
4.Учиться высказывать своё мнение

5.Саморегуляция своего поведения

Коммуникативные:

1.Готовность получать информацию

2.Умение участвовать в коллективном обсуждении произведения

3.Использовать текст произведения для сопоставления, сравнения и анализа
4.Выразительно читать произведение

*Познавательные:

1. Устанавливать причинно- следственные связи

2. Умение пользоваться знаниями, полученными ранее
3.Делать выводы в результате совместной работы всего класса

Инструментальный блок

Тип урока:

Урок изучения литературного произведения

Формы, приёмы и методы

Форма: урок взаимообучения

Методы обучения:

Словесные, наглядные, практические;

Беседа;

Средства обучения:

Печатные;

Демонстрационные;

Аудиовизуальные;

Образовательные ресурсы:

Учебник

ТСО (компьютер, проектор, презентация, разработанная учителем)

Доска, мел

Иллюстрации

План урока.

1. Организация начала урока.

3. Постановка проблемы.

4. Физминутка

6. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока

1. Организация начала урока.

1 слайд

Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Поприветствуйте их, обернитесь и подарите свою самую искреннюю улыбку.

Тихо сели за парты. Проверили свою посадку: спина прямая, обе ноги стоят на полу, вам ничего не мешает. Вы готовы плодотворно работать.

2 слайд

Добрый день! - тебе сказали.

Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали -

Теплоты и доброты

Здравствуйте! -

Ты скажешь человеку.

Здравствуй, - улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку,

И здоровым будет много лет.

Скажите, название каких слов спрятано в этом стихотворении? (Вежливых)

А зачем нужно говорить людям вежливые слова? (Ответы учащихся)

Конечно же, вежливые слова нужны для того, чтобы поздороваться, пожелать удачного дня, счастливой дороги и просто показать свою доброту и воспитанность.

3 слайд

Сегодня, ребята, по всему миру отмечается День Проявления Доброты . В этот день люди творят добро, бескорыстно помогают друг другу и животным. Помните, что если человек ожидает что-то взамен от своего доброго поступка, то это уже не является искренней добротой.

Скажите, а только ли в этот день люди должны быть добрыми? (ответы учащихся)

Правильно, каждый день нужно стараться сделать доброе дело, сказать приятные слова или просто искренне улыбнуться.

2. Актуализация знаний с проверкой домашнего задания.

Скажите, какое доброе дело совершил главный герой произведения, которое мы изучали на предыдущих уроках? (он спас девочку из горевшего дома)

Вспомните название этого произведения. (Рассказ о неизвестном герое)

4 слайд

Можно ли назвать поступок главного героя мужественным и смелым? (Да)

Почему? (Парень рисковал своей жизнью)

Ожидал ли он награды за свой подвиг? (Нет)

Что же произошло с главным героем, когда он спас девочку? (Он уехал на трамвае)

Найдите этот фрагмент в тексте.

Почему никто не мог его найти? Найдите описание этого человека.

А что означает знак ГТО? (Готов к труду и обороне)

Как вы считаете, парень оправдал своим поступком свой значок? (Да, оправдал)

3. Постановка проблемы.

Скажите, к кому должны дети относиться с добротой и уважением? (К старшим, к родителям, к животным, друг к другу)

5 слайд

У вас на партах лежат конверты пословицами. Вам необходимо в паре собрать пословицу.

Какая пословица у вас получилась? (Если не уважаешь родителей, то и тебя никто уважать не будет)

Думаю, что все собрали пословицу правильно.

6 слайд

Посмотрите на доску. (Если не уважаешь родителей, то и тебя никто уважать не будет.)

Подумайте, что означает эта пословица? (ответы учащихся)

Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Ответы учащихся)

7 слайд

Мы переходим к изучению нового раздела под названием «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»

8 слайд

Поможет нам погрузиться в эту тему творчество Валентины Александровны Осеевой. (Демонстрация портрета)

Встречались ли вы раньше с творчеством этой детской писательницы? (Ответы учащихся)

С каким её произведением вы ознакомились раннее? («Почему?»)

Рассказы Валентины Осеевой о плохих и хороших поступках детей. Её герои задумываются над своими и чужими поступками, учатся анализировать и делать правильные выводы. Эти рассказы-притчи учат вежливости, честности, уважению к людям.

4. Физминутка

Давайте немного отдохнем. Встаньте пожалуйста, выйдите из-за парт. Сейчас мы проведем речевую физминутку, сопровождающуюся движениями. Повторяйте за мной.

Шёл король по лесу, по лесу, по лесу,

Нашёл себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем

Давай с тобой похлопаем, похлопаем, похлопаем

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Давайте еще раз, только быстрее попробуем делать движения и четко произносить слова.

5. «Открытие» детьми новых знаний.

Откройте учебники. Прочитайте название произведения «Печенье». Скажите, разве название связано каким-то образом с темой нашего урока? (ответы учащихся)

А сейчас вы узнаете, какой глубокий смысл содержится в этом произведении.

Сейчас вы послушаете аудиозапись, готовьтесь ответить на вопрос «Это произведение - сказка или рассказ?»

"Печенье" В.А. Осеева

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

- Дели по одному, - строго сказал Миша.

Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

- Ровно? - спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

- Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

- Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.

- Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба...

9 слайд

Ребята, это сказка или рассказ? (ответы учащихся)

Докажите, что это рассказ.

Могли ли такие события произойти в реальной жизни? (Да, могли)

В этом произведении есть волшебство? (Нет)

Есть ли в этом произведении борьба добра и зла? (Нет)

Есть ли в этом произведении троекратный повтор? (нет)

Молодцы! Вы доказали, что данное произведение - рассказ.

Чтобы подготовиться к чтению скажите, как вы понимаете выражение «смерил глазами»? (сравнил)

- Как вы считаете, действие рассказа происходит во время завтрака, обеда или ужина?
- Как начинался ужин? Прочитайте.
- Почему рассказ так называется? (ответы учащихся)

Кто действует в рассказе? (Вова, Миша, мама и бабушка)

Что о ребятах говорят другие персонажи: мама и бабушка? (Они молчали)

- Почему молчали мама и бабушка? Что было на душе у них? (ответы учащихся)

- Как вы считаете, какие взаимоотношения в данной семье?
- Какими растут мальчики? (Эгоистами)

10 слайд
- Кто такой эгоист? (Эгоист - себялюбивый человек, пренебрегающий интересы окружающих)

Какие качества вы бы выбрали для характеристики этих мальчиков?

доброта бесчувственность лживость жадность совесть эгоизм любовь бездушие

черствость уважение

Как вы считаете, у Вовы и Миши есть шанс не стать закоренелыми эгоистами, чёрствыми, невнимательными, бездушными? (ответы учащихся)

Я верю, что вы бы никогда так не поступили и обязательно поделились бы со своими родными.

Скажите, только ли мальчишки могут так поступать со старшими людьми? (ответы учащихся)

Сейчас вы узнаете об этом, прочитав следующий рассказ Валентины Осеевой. Говорит ли нам название этого произведения что-то о его содержании? (ответы учащихся)

Приготовьтесь после моего чтения ответить на вопрос о том, кто является главными героями в этом рассказе?

11 слайд

Кто главные герои этого рассказа? (Мама, дочка и доктор)

- В каком предложении заключается главная, на ваш взгляд, мысль? (Пока дочка не отвыкнет командовать, мама не выздоровеет)

- Почему Осеева так назвала рассказ? (ответы учащихся)
- Подумайте, в шутку или всерьёз нужно воспринимать слова доктора? (ответы учащихся)

Как вы думаете, чем мог закончиться этот рассказ?

Прочтем этот рассказ еще раз в полголоса. (Жужжащее чтение)

Лекарство

У маленькой девочки заболела мама. Пришел доктор и видит - одной рукой мама за голову держится, а другой игрушки прибирает. А девочка сидит на своем стульчике и командует:

- Принеси мне кубики!

Подняла мама с пола кубики, сложила их в коробку, подала дочке.

- А куклу? Где моя кукла? - кричит опять девочка.

Посмотрел на это доктор и сказал:

- Пока дочка не научится сама прибирать свои игрушки, мама не выздоровеет!

6. Итог урока. Рефлексия.

Скажите, чем похожи эти два произведения? Какими бы советами могли вы помочь ребятам? (ответы учащихся)

- Вернемся к нашей пословице «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает».

Вы сегодня прекрасно работали, все активно отвечали и старались выразительно читать. Спасибо вам за урок!