Отек век        14.02.2024   

Значение слова многоточие в словаре лингвистических терминов. Зачем нужно многоточие в русском языке? Что обозначает троеточие

Многоточие… - в русском языке оно обозначает паузу, или незаконченную мысль. Логика бегущей мысли может оборваться по разной причине, вызванной помехами внешнего, или внутреннего содержания. Мы встречаемся с многоточием не только, когда говорим, читаем, или пишем. Коснувшись много глубже понятия, чувствуешь, что все наше бытие, так или иначе, состоит из многоточий. Так насколько важна его значимость в жизни человека?

Мы опасаемся ставить многоточие в отношениях, прерывая их бессмысленно, и принося непонятностью своих поступков страдание близким людям. Столкновения характеров и темпераментов привносят свою долю недопонимания в фактор отношений между людьми. И мы глубоко погружаемся в многоточие, порой, ставя в тупик даже избранника, подаренного судьбой.

Или, мы боимся в корне изменить жизнь, даже если интуитивно чувствуем свет по ту сторону перелома. Суета сует не дает остановиться и насладиться мгновением, застывшим во времени, подаренным многоточием. Трудоголики боятся паузы–отдыха, живя исключительно стенами работы, другие – как ни странно, продолжения карьерного роста, видя перед собой несуществующие преграды.

А кто-то после перенесенного страдания не хочет продолжать путешествие по странным, порой, опасным, закоулкам жизни. Человек невольно для себя ставит точку – не видя другого выхода, выносит жестокий приговор своему жизненному кредо. Каким образом(?) – он попросту отказывается жить. Способов много: невыход на работу, замыкание в себе, уход от реальности, погружаясь полностью в алкогольное или наркотическое опьянение, виртуальный мир компьютерных игр и т.д. Многим даже приходят мысли поставить точку, покончив жизнь самоубийством. Причем, церковь причисляет подобный способ к одному из страшнейших грехов.

Почему с нами так происходит? Все просто – нам кажется, что другого выхода не существует: мозг отягчен сильным эмоциональным потрясением, застилая разум пеленой лавины чувства. Не потому ли нам дано многоточие, чтобы остановить время, и в застывшей секунде подумать: «А тем ли путем я иду?».

Всем известна народная мудрость: «Держи ноги в тепле, а голову в холоде», так вот, остыть голове поможет то самое многоточие, - примите паузу в своей жизни, как должное. Освободите разум, переключив внимание на новый объект, например: спорт, йогу, путешествия, рисование – вариантов масса. Каждый, так или иначе, ставит перед собой определенную цель, а многоточие создает те самые островки, на которых можно расслабиться, и не только «переварить» содеянное, но и составить план просветленного будущего.

Многоточие - это еще не конец, - именно, не конец жизни. Невольно приходят мысли о смерти…, кажется, что смерть – это кем-то глупо поставленная точка в конце длинного, или не очень, предложения. Мы все боимся смерти и, вероятно, поэтому люди верят в многоточие – то есть жизнь после смерти, или ее продолжение, но в другом измерении, мире, обличии и т.д. Наша вера, словно спутник многоточия – дает облегчение, надежду в лучшее, избавление от страданий, искупление грехов.

Не ставьте точку – продолжайте жить…

МНОГОТОЧИЕ

Знак препинания, употребляющийся:

1) для обозначения незаконченности высказывания, вызванной волнением говорящего, обрывом в логическом развитии мысли, внешней помехой, для обозначения заминок или перерывов в речи. Друг Моцарт, эти слезы... не замечай их (Пушкин) — А, так ты...— Я без души лето целое все пела (Крылов). Слушай, отпусти ты меня... Высади куда-нибудь... Не бывал я в таких делах... Первый раз... Пропаду ведь я... (Горький);

2) в начале текста для указания, что продолжается изложение, прерванное большой вставкой, или что события, описываемые в данном отрывке текста и в предшествующем ему, разделены длительным промежутком времени. ...Слишком сорок лет прошло с этого утра, и всю жизнь Матвей Кожемякин, вспоминая о нем, ощущал в избитом и больном сердце бережно и нетленно сохраненное чувство благодарности женщине-судьбе, однажды улыбнувшейся ему улыбкой пламенной и жгучей (Горький);

3) для обозначения большой паузы при неожиданном переходе от одной мысли к другой между законченными предложениями. Дубровский молчал... Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он’ топнул ногою, оттолкнул секретаря... (Пушкин);

4) в начале, в середине или в конце цитаты для указания на то, что пропущена часть цитируемого текста.

Словарь лингвистических терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МНОГОТОЧИЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МНОГОТОЧИЕ в Большом энциклопедическом словаре:
    знак препинания (...), служащий для обозначения прерывистого характера речи, незаконченности высказывания или пропуска в …
  • МНОГОТОЧИЕ
    знак препинания в виде трёх рядом поставленных точек; см. Знаки препинания …
  • МНОГОТОЧИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    знак препинания, употребляемый в тех случаях, когда надо изобразить известную неопределенность или недосказанность мысли, волнение, вызванное каким-нибудь чувством, событием или …
  • МНОГОТОЧИЕ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, ср. 1. Знак препинания в виде трех рядом поставленных точек (...), означающий недоговоренность, возможность продолжения текста. 2. То …
  • МНОГОТОЧИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МНОГОТ́ОЧИЕ, знак препинания (...), служащий для обозначения прерывистого характера речи, незаконченности высказывания или пропуска в …
  • МНОГОТОЧИЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? знак препинания, употребляемый в тех случаях, когда надо изобразить известную неопределенность или недосказанность мысли, волнение, вызванное каким-нибудь чувством, событием …
  • МНОГОТОЧИЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    многото"чие, многото"чия, многото"чия, многото"чий, многото"чию, многото"чиям, многото"чие, многото"чия, многото"чием, многото"чиями, многото"чии, …
  • МНОГОТОЧИЕ в словаре Синонимов русского языка:
    знак, многоточечность, …
  • МНОГОТОЧИЕ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ср. 1) Знак препинания в виде трех рядом поставленных точек, употребляющийся для обозначения перерыва в речи (при незаконченности высказывания или …
  • МНОГОТОЧИЕ в Словаре русского языка Лопатина:
    многот`очие, …
  • МНОГОТОЧИЕ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    многоточие, …
  • МНОГОТОЧИЕ в Орфографическом словаре:
    многот`очие, …
  • МНОГОТОЧИЕ в Словаре русского языка Ожегова:
    == отточие многоточие знак препинания в виде трех рядом поставленных точек(...), означающий недоговоренность продолжения …
  • МНОГОТОЧИЕ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    знак препинания (…), служащий для обозначения прерывистого характера речи, незаконченности высказывания или пропуска в …
  • МНОГОТОЧИЕ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    многоточия, ср. (грам., тип.). Знак препинания в виде трех (или более) точек, поставленных рядом одна с другой в …
  • МНОГОТОЧИЕ в Толковом словаре Ефремовой:
    многоточие ср. 1) Знак препинания в виде трех рядом поставленных точек, употребляющийся для обозначения перерыва в речи (при незаконченности высказывания …
  • МНОГОТОЧИЕ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ср. 1. Знак препинания в виде трех рядом поставленных точек, употребляющийся для обозначения перерыва в речи (при незаконченности высказывания или …
  • МНОГОТОЧИЕ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ср. 1. Знак препинания в виде трех рядом поставленных точек, употребляющийся для обозначения перерыва в речи (при незаконченности высказывания …
  • МНОГОТОЧИЕ (ГРУППА) в Цитатнике Wiki.
  • ДОН АМИНАДО в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-21 Time: 17:56:00 = А = * Авелю только сочувствуют, а про Каина даже поэмы пишут. = Б = …
  • ПРОПИСНАЯ-СТРОЧНАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Словарь "Прописная-строчная" представляет собой краткий свод основных выражений православной церковной лексики, принятый в Издательстве Московской Патриархии. …
  • ПУНКТУАЦИЯ в Литературной энциклопедии:
    правила употребления дополнительных письменных знаков (знаков препинания), служащих для обозначения ритмики и мелодики фразы, иначе фразовой интонации (см.). …
  • ЛИНИЯ (ГЕОМЕТРИЧ. ПОНЯТИЕ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от лат. linea), геометрическое понятие, точное и в то же время достаточно общее определение которого представляет значительные трудности и осуществляется …

Многоточие (эллипсис, от греч. ellipsis — незаполненность) — самостоятельный типографский знак, разновидность отточия, состоящий из трёх точек идущих подряд, используется для обозначения скрытого смысла, особенностей устной речи (вздох, пауза, задумчивость), недосказанности либо для исключения из текста некоторых слов, например при цитировании.

Многоточие бывает горизонтальным, вертикальным и диагональным.

Ещё раз хочется подчеркнуть, что многоточие — отдельный, самостоятельный типографский знак и, как бы там ни было, он отличается от трёх точек. При этом многоточие может быть образовано и восклицательным знаком и вопросительным.
В чём же разница между многоточием и тремя точками, приведшая к его появлению? При наборе трёх точек они как бы сливаются в одну сплошную линию, чтобы этого не происходило точки стали отбиваться друг от друга дополнительными пробелами. Таким образом набор стал выглядеть более ровным и приятным глазу. В этом и заключается извечная «борьба» акцидентных шрифтов с текстовыми: текстовый шрифт всегда стремится к ровному серому, будто пытаясь превратиться в ленту, а акцидентный шрифт наоборот пытается быть как можно ярче и необычней, взбодрить строку, чтобы привлечь взгляд читателя.

Техническая справка

Что бы точки в многоточии не сливались в сплошную линию, они отбиваются друг от друга (увеличивается расстояние между точками). Исключение составляют моноширинные шрифты, где каждый символ имеет одинаковую ширину, т.о. многоточие умещается в один символ и становится короче, а три точки, соответственно, в три символа! Но это означает, что при наборе моноширинным шрифтом нужно использовать знаки препинания ориентируясь на их дальнейшую судьбу: если это тексты для сайта, который скорее всего будет оформлен не моноширинным шрифтом, то стоит использовать многоточие, а если комментарии в коде - три точки.
Имеет UTF-код 2026. HTML-коды & hellip; и … и ASCII-код 133 (Alt+0133)

Историческая справка

Многоточие использовалось ещё до н.э. и назвать точные даты появления этого символа не представляется возможным и не является необходимым в контексте этой статьи. Многоточие использовалось ещё в Древней Греции для замены того «что и так всем понятно», например, многоточием можно было бы закончить фразу «не суй нос не в свои дела», вот так: «не суй нос…». Это самый примитивный пример, аналогию можете придумать сами. Так же греки и римляне использовали многоточие в синтаксических конструкциях, которые выглядели незавершёнными и в конструкциях обусловленных особенностями латыни.
Но даже понятные конструкции с многоточиями в случае их многократного объединения превращаются в пучок несвязных слов, не имеющего границ. О чём и говорил Квинтилиан (Квинтилианус, на латыни) в своих трудах, призывая использовать многоточие только в тех случаях где «всё и так понятно»! Это, естественно, вызывало споры: как разобраться где и так понятно, а где нет. Хочу повториться что эти проблемы были вызваны, во многом, особенностями языка и свойственны европейскому сообществу, но не русскому, русский язык отличается языковыми конструкциями.

Первым использовать многоточие в России стал Карамзин в XVIII веке. И изначально оно применялось как художественный приём, в основном в прозе, для выражения эмоциональной составляющей и лишь затем перекочевало в обычные тексты как символ недосказанности и незавершённости, прерывистости, и т.п.
Наконец-то закончилась прелюдия и мы можем приступить к реальным вопросам применения многоточия на практике. Ура!

Правила употребления

Когда употребляется многоточие?
  1. Для отображения заминок речи (даже посреди слов):
Для указания, что начало или конец цитаты не совпадает с началом или концом предложения в цитируемом тексте, например:
Пушкин, оценивая всех своих предшественников, писал: «…Некоторые оды Державина, несмотря на неправильность языка и неровность слога, исполнены порывами гения…».

Для обозначения пропуска внутри цитаты, например:
Маркс писал, что «язык… есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание».

В начале текста или предложения с целью отразить сбивчивость мысли, либо большой временной интервал отделяющий предложение от предыдущего.
«…Ва… ва… ва… ваше превосходительство,» — шептал Попов.

В местах где окончание фразы общеизвестно, например:
«с кем поведешься…»
«хотели как лучше…»

Для обозначения интервалов (наряду с тире и знаком деления ÷)
+7…+9С
15…19 килограмм

В математике

Для пропуска чисел в последовательности:
1 + 2 + 3 +…+ 10

Для записи периодических дробей или трансцедентых чисел:
1/3 = 0,33333333…
Пи = 3,14159…

В Рунете

Для отображения продолжающегося списка страниц, например в поисковой выдаче, иногда оформляется как ссылка:
… 2 3 4 5 6 7…
1…15 16 17

Как список номеров элементов отображаемых на текущей странице или следующих в списке навигации по страницам:
1…15 16…30 31…45

Правила использования

Как правильно его использовать?
  1. Многоточие отбивается от следующего слова пробелом и не отбивается от предыдущего слова:
    Вокруг темнота… и только маленькие огоньки города вдалеке…
  2. Когда в одном месте встречаются и многоточие, и запятая, запятая поглощается многоточием:
    Моя работа… но, впрочем, не будем говорить о ней.
  3. Когда в одном месте встречаются и многоточие, и вопросительный или восклицательный знаки, то они объединяются, используя точку вопросительного или восклицательного знака:
    Ну, что вы опять задумались?..
    При этом расстояние между вопросительным знаком и точкой должно быть уменьшено. А если встречается восклицательно-вопросительный знак, то добавляется одна точка!
    Да, сколько можно копаться, в конце-то концов?!.
  4. В прямой речи если после многоточия стоит тире, то оно (тире) не отбивается пробелом от многоточия:
    —Вы подумали?.. Вы уверены?..— сказала она ослабшим голосом.
  5. Если после многоточия стоят кавычки или скобки, то они не отбиваются пробелом от многоточия:
    Он говорил: «Я слов не понимаю ваших…»
  6. Если многоточие встречается в заголовке, выделенном отдельной строкой, то, как и восклицательный и вопросительный знаки, оно не опускается. Стоит заметить, что точка в данном случае опускается.
    В поисках правды…
    или
    Купит ли Microsoft Yahoo…
  7. Если многоточие стоит в начале предложения оно не отбивается пробелом:
    …Прошла ночь и первые лучи солнца заиграли на макушках деревьев.
  8. В наборе в разрядку пробелы между многоточием и предыдущим словом должны быть неизменны:
    С н о в а… и с н о в а…
    а не
    С н о в а … и с н о в а …
  9. В числовых интервалах многоточие не отбивается пробелами:
    1…3
    +29…+31
  10. Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое ставится:
    • перед цитатой (после открывающих кавычек), синтаксически не связанной с авторским текстом, для указания, что цитата приводится не с начала предложения: Л. Н. Толстой писал:
      «…в искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства, которая достигается только при большом даровании и большом труде»;
    • в середине цитаты, когда пропущена часть текста внутри её:
      Говоря о достоинствах языка народной поэзии, докладчик напомнил: «Не случайно наши русские классики… рекомендовали читать сказки, прислушиваться к народной речи, изучать пословицы, читать писателей, которые обладают всем богатством русской речи»;
    • после цитаты (перед закрывающими кавычками), когда цитируемое предложение приводится не до конца:
      Выступая в защиту культуры устной речи, Чехов писал: «В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать…»
  11. После цитаты, заканчивающейся многоточием, ставится точка, если цитата не является самостоятельным предложением:
    М. В. Ломоносов писал, что «красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые века писанных…».
  12. Если при цитировании вырезаются большие части текста или целые предложения, то многоточие принято окружать угловыми скобками:
    Статья была острой, резкой, но хотя Пушкин, начиная издание журнала, вовсе «не стремился к обострению журнальной полемики <…>, но статью Гоголя Пушкин оценил по достоинству и принял её в первый номер, посоветовав автору смягчить наиболее резкие выражения» цитата взята из

Многоточие

§ 185. Многоточие ставится для обозначения незаконченности высказывания, причем знаки вопросительный и восклицательный, если они требуются характером предложения, сохраняются перед многоточием, например:

    Простите, государь!.. Стоять я не могу... Мои колени слабеют...
    Душно... Душно... Где ключи? Ключи, ключи мои!..

    Пушкин


    Не правда ль, ты одна?.. Ты плачешь? Я спокоен... Но если...

    Пушкин


    Не мешает сделать замечание, что Манилова... но, признаюсь, о дамах я очень боюсь говорить, да притом мне пора возвратиться к нашим героям.

    Гоголь

§ 186. Многоточие ставится для обозначения заминок в речи, в том числе и внутри слова, например:

    Мама, ты не входи ко мне, а только подойди к двери. Вот что... Третьего дня я заразился в больнице дифтеритом и теперь... мне нехорошо.

    Чехов


    ...Ва... ва... ва... ваше превосходительство, – шептал Попов.

    А. К. Толстой

§ 187. Многоточие ставится в цитатах:

1. Для указания, что начало или конец цитаты, являющейся по отношению к окружающему тексту самостоятельным предложением, не совпадает с началом или концом предложения в цитируемом тексте, например:

    Пушкин, оценивая всех своих предшественников, писал: «...Некоторые оды Державина, несмотря на неправильность языка и неровность слога, исполнены порывами гения...».
    Пушкин писал, что «некоторые оды Державина, несмотря на неправильность языка и неровность слога, исполнены порывами гения».

2. Для обозначения пропуска внутри цитаты, например:

    Маркс писал, что «язык... есть практическое, cyществующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание».
[[
|
]] [[
|
]] [[‪|‪]] [[‫|]]

Характеристики

Юникод

HTML-код

или

URL-код

Многоточие
⋯ 
Многоточие посередине 
Пунктуация
апостроф (’ " )
скобки (, (), { }, ⟨ ⟩ )
двоеточие (: )
запятая (, )
тире (‒ , –, -, ― )
многоточие (…, ..., . . . )
восклицательный знак (! )
точка (. )
дефис ()
дефис-минус (- )
вопросительный знак (? )
кавычки („ “, « », “ ”, ‘ ’, ‹ › )
точка с запятой (; )
Словоразделители
пробел () ( ) ( )

Многото́чие (… ) - знак препинания в виде нескольких (в русском языке трёх) поставленных рядом точек . Служит для обозначения прерывистого характера речи, незаконченности высказывания или пропуска в тексте.

Русский язык

В русском языке многоточие в качестве одного из знаков препинания впервые указано в грамматике А. Х. Востокова в 1831 году . Тогда оно называлось «знак пресекательный».

В настоящее время в русском языке многоточие употребляют в следующих случаях:

Иногда многоточие применяют с вопросительным или с восклицательным знаками. В этих случаях после знака ставится только две точки: «!..» и «?..». Примеры:

  • Да что тут предлагать?.. А то пишут, пишут… Конгресс, немцы какие-то… Голова пухнет. Взять всё, да и поделить… (М. Булгаков «Собачье сердце») .
  • Светает!.. Ах! как скоро ночь минула! (А. С. Грибоедов «Горе от ума») .

Многоточие в других языках

Многоточие существует и в других языках, но правила его употребления меняются от языка к языку.

В английском языке (как и в русском) в многоточии три точки, однако в китайском языке оно состоит из 6 точек (2 группы по 3 точки).

В Юникоде многоточие (horizontal ellipsis ) имеет код U+2026 , в HTML многоточию соответствует имя … . В ОС Windows вводится комбинацией клавиш Alt+0133.

Математика

В математике многоточие используется в значении «и так далее» и, в частности, означает:

Употребление в информатике

В некоторых языках программирования (Си /С++ и др.) многоточие используется для обозначения произвольного количества неизвестных аргументов в описании функции . Например:

int printf(const char * fmt, ...);

означает, что у функции printf первый аргумент имеет тип const char * , а дальше может быть любое число аргументов с произвольными типами.

В пользовательских интерфейсах многоточие в элементах меню и на кнопках обычно означает, что пользователю потребуется ввести дополнительные данные (обычно в отдельном диалоговом окне), прежде чем будет выполнено действие, связанное с данным элементом интерфейса.

Типографика

Единого мнения по поводу того, как правильно набирать многоточие (одним символом, «…», или несколькими «...»), нет. Сторонники первого варианта набора приводят в качестве аргумента тот факт, что коль скоро такой символ существует - он служит для обогащения текста. Кроме того, этот вариант набора позволяет экономить байты. В пользу второго варианта (сторонником которого выступает, например, Артемий Лебедев ) свидетельствуют две особенности, недостижимые при неразрывности точек в многоточии:

  1. Вариации количества точек в знаке многоточия от языка к языку;
  2. Такие синтаксические конструкции как «!..» и «?..», не имеющие односимвольных аналогов.

См. также

Напишите отзыв о статье "Многоточие"

Примечания

Отрывок, характеризующий Многоточие

– Нет, mon pere. [батюшка.]
Как ни неудачно попала m lle Bourienne на предмет разговора, она не остановилась и болтала об оранжереях, о красоте нового распустившегося цветка, и князь после супа смягчился.
После обеда он прошел к невестке. Маленькая княгиня сидела за маленьким столиком и болтала с Машей, горничной. Она побледнела, увидав свекора.
Маленькая княгиня очень переменилась. Она скорее была дурна, нежели хороша, теперь. Щеки опустились, губа поднялась кверху, глаза были обтянуты книзу.
– Да, тяжесть какая то, – отвечала она на вопрос князя, что она чувствует.
– Не нужно ли чего?
– Нет, merci, mon pere. [благодарю, батюшка.]
– Ну, хорошо, хорошо.
Он вышел и дошел до официантской. Алпатыч, нагнув голову, стоял в официантской.
– Закидана дорога?
– Закидана, ваше сиятельство; простите, ради Бога, по одной глупости.
Князь перебил его и засмеялся своим неестественным смехом.
– Ну, хорошо, хорошо.
Он протянул руку, которую поцеловал Алпатыч, и прошел в кабинет.
Вечером приехал князь Василий. Его встретили на прешпекте (так назывался проспект) кучера и официанты, с криком провезли его возки и сани к флигелю по нарочно засыпанной снегом дороге.
Князю Василью и Анатолю были отведены отдельные комнаты.
Анатоль сидел, сняв камзол и подпершись руками в бока, перед столом, на угол которого он, улыбаясь, пристально и рассеянно устремил свои прекрасные большие глаза. На всю жизнь свою он смотрел как на непрерывное увеселение, которое кто то такой почему то обязался устроить для него. Так же и теперь он смотрел на свою поездку к злому старику и к богатой уродливой наследнице. Всё это могло выйти, по его предположению, очень хорошо и забавно. А отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает, думал Анатоль.
Он выбрился, надушился с тщательностью и щегольством, сделавшимися его привычкою, и с прирожденным ему добродушно победительным выражением, высоко неся красивую голову, вошел в комнату к отцу. Около князя Василья хлопотали его два камердинера, одевая его; он сам оживленно оглядывался вокруг себя и весело кивнул входившему сыну, как будто он говорил: «Так, таким мне тебя и надо!»
– Нет, без шуток, батюшка, она очень уродлива? А? – спросил он, как бы продолжая разговор, не раз веденный во время путешествия.
– Полно. Глупости! Главное дело – старайся быть почтителен и благоразумен с старым князем.
– Ежели он будет браниться, я уйду, – сказал Анатоль. – Я этих стариков терпеть не могу. А?
– Помни, что для тебя от этого зависит всё.
В это время в девичьей не только был известен приезд министра с сыном, но внешний вид их обоих был уже подробно описан. Княжна Марья сидела одна в своей комнате и тщетно пыталась преодолеть свое внутреннее волнение.
«Зачем они писали, зачем Лиза говорила мне про это? Ведь этого не может быть! – говорила она себе, взглядывая в зеркало. – Как я выйду в гостиную? Ежели бы он даже мне понравился, я бы не могла быть теперь с ним сама собою». Одна мысль о взгляде ее отца приводила ее в ужас.
Маленькая княгиня и m lle Bourienne получили уже все нужные сведения от горничной Маши о том, какой румяный, чернобровый красавец был министерский сын, и о том, как папенька их насилу ноги проволок на лестницу, а он, как орел, шагая по три ступеньки, пробежал зa ним. Получив эти сведения, маленькая княгиня с m lle Bourienne,еще из коридора слышные своими оживленно переговаривавшими голосами, вошли в комнату княжны.
– Ils sont arrives, Marieie, [Они приехали, Мари,] вы знаете? – сказала маленькая княгиня, переваливаясь своим животом и тяжело опускаясь на кресло.
Она уже не была в той блузе, в которой сидела поутру, а на ней было одно из лучших ее платьев; голова ее была тщательно убрана, и на лице ее было оживление, не скрывавшее, однако, опустившихся и помертвевших очертаний лица. В том наряде, в котором она бывала обыкновенно в обществах в Петербурге, еще заметнее было, как много она подурнела. На m lle Bourienne тоже появилось уже незаметно какое то усовершенствование наряда, которое придавало ее хорошенькому, свеженькому лицу еще более привлекательности.
– Eh bien, et vous restez comme vous etes, chere princesse? – заговорила она. – On va venir annoncer, que ces messieurs sont au salon; il faudra descendre, et vous ne faites pas un petit brin de toilette! [Ну, а вы остаетесь, в чем были, княжна? Сейчас придут сказать, что они вышли. Надо будет итти вниз, а вы хоть бы чуть чуть принарядились!]
Маленькая княгиня поднялась с кресла, позвонила горничную и поспешно и весело принялась придумывать наряд для княжны Марьи и приводить его в исполнение. Княжна Марья чувствовала себя оскорбленной в чувстве собственного достоинства тем, что приезд обещанного ей жениха волновал ее, и еще более она была оскорблена тем, что обе ее подруги и не предполагали, чтобы это могло быть иначе. Сказать им, как ей совестно было за себя и за них, это значило выдать свое волнение; кроме того отказаться от наряжения, которое предлагали ей, повело бы к продолжительным шуткам и настаиваниям. Она вспыхнула, прекрасные глаза ее потухли, лицо ее покрылось пятнами и с тем некрасивым выражением жертвы, чаще всего останавливающемся на ее лице, она отдалась во власть m lle Bourienne и Лизы. Обе женщины заботились совершенно искренно о том, чтобы сделать ее красивой. Она была так дурна, что ни одной из них не могла притти мысль о соперничестве с нею; поэтому они совершенно искренно, с тем наивным и твердым убеждением женщин, что наряд может сделать лицо красивым, принялись за ее одеванье.
– Нет, право, ma bonne amie, [мой добрый друг,] это платье нехорошо, – говорила Лиза, издалека боком взглядывая на княжну. – Вели подать, у тебя там есть масака. Право! Что ж, ведь это, может быть, судьба жизни решается. А это слишком светло, нехорошо, нет, нехорошо!
Нехорошо было не платье, но лицо и вся фигура княжны, но этого не чувствовали m lle Bourienne и маленькая княгиня; им все казалось, что ежели приложить голубую ленту к волосам, зачесанным кверху, и спустить голубой шарф с коричневого платья и т. п., то всё будет хорошо. Они забывали, что испуганное лицо и фигуру нельзя было изменить, и потому, как они ни видоизменяли раму и украшение этого лица, само лицо оставалось жалко и некрасиво. После двух или трех перемен, которым покорно подчинялась княжна Марья, в ту минуту, как она была зачесана кверху (прическа, совершенно изменявшая и портившая ее лицо), в голубом шарфе и масака нарядном платье, маленькая княгиня раза два обошла кругом нее, маленькой ручкой оправила тут складку платья, там подернула шарф и посмотрела, склонив голову, то с той, то с другой стороны.