Покраснения         22.02.2024   

Что такое третье склонение имен существительных. Три склонения имен существительных

Склонение имён существительных - это изменение окончаний существительных по падежам. Имена существительные бывают 1, 2 и 3 склонения, на склонения они делятся по родам и окончаниям.

Падеж Вопросы Окончания
Единственное число Множ. число
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Именительный Кто? Что? -а, -я -, -о, -е - -ы, -и, -а, -я
Родительный Кого? Чего? -ы, -и -а, -я -, -ов, -ев, -ей
Дательный Кому? Чему? -е, -и -у, -ю -ам, -ям
Винительный Кого? Что? -у, -ю -о, -е - -, -ы, -и, -а, -я, -ей
Творительный Кем? Чем? -ой (-ою), -ей (-ею) -ом, -ем -ами, -ями
Предложный О ком? О чем? -е, -и -е, -и -ах, -ях

Первое склонение

К первому склонению относятся имена существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями -а, -я :

мама, кухня - женский род

папа, дядя - мужской род

задира, ябеда - общий род

Второе склонение

Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода без окончания и среднего рода с окончаниями -о, -е :

брат, грач - мужской род

лото, море - средний род

Третье склонение

К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с ь на конце:

лошадь, степь, рожь - женский род

Как определить склонение существительного

Чтобы определить склонение имени существительного надо поставить его в начальную форму - в форму единственного числа именительного падежа. По окончанию существительного в единственном числе именительном падеже и его роду можно будет определить его принадлежность к одному из склонений.

Радуга (она) - существительное женского рода с окончанием радуга 1-го склонения.

Солнце (оно) - существительное среднего рода с окончанием в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное солнце 2-го склонения.

Мышь (она) - существительное женского рода с на конце в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное мышь 3-го склонения.

У существительных, имеющих только форму множественного числа, склонение не определяется:

ножницы, дрова, щипцы

Термином «склонение» в русском языке называют изменение именных частей речи (существительных, числительных, прилагательных и местоимений) по числам и падежам. Чтобы хорошо понять, что такое склонение, необходимо ознакомиться со всеми существующими в русском языке типами склонения. Рассмотрим для примера некоторые из них по школьной программе.

Склонение имен существительных

В русском языке есть несколько групп имен существительных, которые при склонении по падежам и числам имеют одинаковые формы (окончания). Что называют склонением существительных? Эти самые группы, в которых определенные существительные склоняются одинаково, и будут являться типами склонения существительных.

  • I склонение — имеют существительные женского и мужского рода, у которых в единственном числе и именительном падеже есть окончание -а,-я (поляна, армия, кошка, плакса).
  • II склонение — имеют существительные мужского рода, оканчивающиеся на -о, -е или на нулевое окончание, а также существительные среднего рода с окончанием -о или -е в единственном числе и в именительном падеже (ущелье, окно, домишко, ком, море).
  • III склонение — имеют существительные только женского рода, которые в единственного числе и в именительном падеже имеют нулевое окончание (и мягкий знак на конце). Примеры: печь, лень, дочь, течь. К третьему склонению также относятся существительные, которые называют разносклоняемыми. Такие слова имеют разные падежные окончания, свойственные различным типам склонения. Это слова: путь, вымя, пламя, знамя, время, стремя, племя, семя, имя, бремя, темя.

Склонение имен прилагательных

Под склонением имен прилагательных мы, в первую очередь, понимаем изменение по падежам, родам и числам. Данные характеристики зависят от существительного, от которого прилагательное зависит (с которым согласуется). Склонение имен прилагательных включает в себя изменение по падежам и числам, а в ед. числе еще и по родам. Краткие прилагательные изменяются только по родам и числам.

Существует три типа склонения прилагательных:

  • Твердое. Это склонение прилагательных с основой на твердый согласный (белый, красный).
  • Мягкое — склонение прилагательных с основой на мягкий согласный (синий, летний).
  • Смешанное. К этому склонению относятся прилагательные с основой на твердый и мягкий «к», «г», «х», а также «ш» с ударным окончанием и «ц», «ж» (тихий, долгий, широкий, пригожий, хороший, куцый). Такие прилагательные в своем склонении имеют формы как мягкого, так и твердого склонений.

Склонение числительных

Все числительные изменяются по падежам. Собирательные и количественные числительные склоняются, как существительные и прилагательные.

  1. Так же, как и существительные третьего склонения, склоняются следующие числительные: 5, 6, 7, 8, 9, числительные на -дцать, числительные на -десят.
  2. В отдельную группу склонений нужно выделить 200, 300, 400 и числительные на -сот.
  3. Числительные 40, 90, 100 имеют лишь две формы во всех падежах. Первая — эта форма в именительном и винительном падежах. Вторая — форма в косвенных падежах. Формы в косвенных падежах заканчиваются на букву «а». В именительном и винительном падежах такие числительные имеют начальную форму.
  4. Числительное «полтора» имеет две формы в И. п.: полтора (м. р. и ср. р.) и полторы (ж. р.). Форма всех остальных падежей, кроме винительного, - «полутора».
  5. Как прилагательные, склоняются такие числительные: 2, 3, 4, собирательные числительные, обе, оба, столько, сколько, сколько-нибудь, столько-то.
  6. В составных количественных числительных склоняется каждое слово: двум тысячам пятистам.
  7. В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово: в одна тысяча девятьсот пятом году.

Мы рассмотрели еще один вопрос из области русского языка. Что такое склонение, вы теперь знаете и понимаете.

Ох уж это склонение... При изучении имени существительного именно эта тема заставляет как следует поломать голову, чтобы запомнить все безударные окончания во всевозможных падежах и числах. Как определить склонение имен существительных? Таблица и примеры облегчат задачу! Попробуем разобраться и стать еще чуточку грамотнее!

Что такое склонение?

Склонение имени существительного (таблица примеров приведена в тексте) - это изменение падежа слова и его числа. Рассмотрим примеры в таблице.

Таблица склонений имен существительных по падежам показывает, что все имена существительные распределены на группы в зависимости от того, какие окончания они приобретают в форме того или иного падежа. Соответственно, все слова, относящиеся к одному слонению, будут иметь одинаковый набор окончаний. Умея определять склонение, можно избежать ошибок в написании окончаний существительных в слабой позиции, иными словами - не под ударением.

Сколько склонений может быть у существительного?

Таблица склонений имен существительных по падежам, приведенная в предыдущем разделе, показала, что у любых слов одного и того же склонения в форме одного и того же падежа будут одинаковые окончания. В ней представлены три самых распространенных типа склонения нашего языка. Но ведь он, как известно, очень богат, и простых правил в нем не существует. Помимо трех представленных есть и другие типы склонений.

Итак, какие же типы склонений существуют? Самые распространенные - это первое, второе и третье склонение.

Отдельную группу составляют слова, которые оканчиваются на -ие : намерение, преступление, согласование и т. д.

Следующая группа - слова, оканчивающиеся на -ия : мания, Наталия, талия, сессия, комиссия и др.

Есть немногочисленная группа слов, оканчивающихся на -мя , которые тоже склоняются определенным образом: время, племя и др. Такие слова называются разносклоняемыми существительными (им будет посвящен отдельный пункт статьи). Разносклоняемыми считаются также такие слова, как путь и дитя.

И наконец, есть и такие слова, которые не могут изменяться ни по падежам, ни по числам, и во всех формах "выглядят" одинаково. Это несклоняемые, или неизменяемые, имена существительные: кенгуру, киви и другие.

Для чего нужно уметь определять склонение?

Как определить склонение имени существительного, таблица расскажет нам чуть позже. Но очень часто звучит вопрос о том, для чего это делать? Зачем запоминать все эти падежи, окончания, множество "особенных" слов, которые нужно запомнить? А вот для чего. Возьмем для примера слово "тропинка": Я иду по тропинкИ, или я иду по тропинкЕ ? Как быть? Какую букву выбрать? А вот еще одно слово: "зима". Оно тоже женского рода с окончанием -а-. Ставим в тот же падеж: (кому? чему?) - зимЕ . А мы ведь уже знаем, что все слова одного склонения приобретают при изменении одинаковые окончание. Значит, нужно писать так: я иду по (кому? чему) тропинкЕ . Вопрос решен!

Как же определить склонение имени существительного? Таблица и примеры в следующих пунктах помогут не ошибиться в этом довольно простом вопросе!

Существительные 1 склонения

Это слова женского и мужского рода, у которых в начальной форме есть окончания или (напомним, что начальная форма для имени существительного - это именительный падеж и единственное число).

Слов женского рода с такими окончаниями в русском языке очень много: мама, Маша, пижама, квартира, работа, дочка и многие, многие другие. Слов мужского рода поменьше, но они есть и очень распространены: папа, дедушка, Вася, Петя и другие мужские имена.

Таблица имен существительных 1 склонения сравнит слова с ударным и безударным окончанием, чтобы показать, что у всех слов данного склонения падежные окончания будут аналогичными.

Существительные 2 склонения

Это слова мужского рода, имеющие (оно не выражено буквой в именительном падеже, но "появляется" в других формах) и среднего рода с окончаниями -о, -е: плот, конь, озеро, море, поле и др. Таблица имен существительных 2 склонения покажет, какие окончания приобретают слова при изменении по падежам.

Как видим, в винительном падеже имеют разные окончания. А затруднения может вызвать лишь форм предложного падежа с безударным окончанием, поэтому следует запомнить, что в этой форме нужно писать -е .

Существительные 3 склонения

Это слова женского рода, имеющие нулевое окончание. Все они оканчиваются на мягкий знак: мышь, брошь, область, страсть и так далее. Посмотрим, какие окончания приобретают эти слова в разных формах.

Очень легко запомнить: в формах родительного, дательного и предложного падежей такие слова приобретают окончание -и .

Существительные на -ие, -ия

Слово "стремление" - среднего рода, но нельзя относить его ко 2 склонению; слово "мантия" - женского рода, но не изменяется, как слова 1 склонения. Таблица склонений имен существительных по падежам покажет разницу в окончаниях.

Как видно из таблицы, слова на -ие отличаются от слов 2 склонения лишь в предложном падеже, а слова на -ия от слов 1 склонения - в дательном и предложном.

Следует запомнить, что слова, оканчивающиеся на -ья , во всех формах ведут себя как слова 1 склонения. Поэтому, например, формы одного имени Наталья и Наталия будут склоняться по-разному: (дать) Наталье, Наталии, (говорить) о Наталье, о Наталии.

Таблица окончаний склонений имен существительных

Обобщим сказанное таблицей падежных окончаний слов, относящихся к разным склонениям.

Падеж -1 скл- -2 скл- -3 скл- -ие -ия
И.п.

лапа, пуля

__ -о, -е

дом, блюдо

Р.п.

лапы, пули

дома, блюда

Д.п.

лапе, пуле

дому, блюду

В.п.

лапу, пулю

__ -о/-е

дом, блюдо

Т.п.

-ой/-ей

лапой, пулей

-ом/-ем

домом, блюдом

величием

П.п.

о лапе, о пуле

о доме, о блюде

о величии

Будем надеяться, что ни у кого не вызовет затруднения выбор нужного окончания и определение склонения имен существительных в русском языке. Таблица очень подробно все объяснила.

Следует отметить, что -ие и -ия нельзя выделять как отдельную морфему, окончание. В данном случае, это просто буквы, на которые слово оканчивается. таких слов - тема другой статьи.

Склонение имен существительных во множественном числе (таблица здесь, в общем-то, без надобности) очень редко вызывает затруднения, так как буквы в основном отчетливо слышны. В дательном, творительном и предложном падежах во множественном числе у всех трех склонений окончания будут одинаковыми. Предлагаем самостоятельно просклонять любые слова во множественном числе и убедиться в этом.

Разносклоняемые существительные

Разносклоняемых слов среди существительных русского языка немного. Почему они разносклоняемые? Потому что их нельзя отнести к какому-то одному склонению, в разных падежах они "ведут себя" по-разному. Это слова, оканчивающиеся на -мя (их всего около десяти), слова "путь" и "дитя". Посмотрим на особенности склонения имен сущетвительных в русском языке (таблица) - тех слов, которые считаются разносклоняемыми.

И.п. стремя путь дитя
Р.п. стрем-ен-и пут-и дит-ят-и
Д.п. стрем-ен-и пут-и дит-ят-и
В.п. стремя путь дитя
Т.п. стрем-ен-ем пут-ем дит-ят-ею
П.п. о стрем-ен-и о пут-и о дит-ят-и

Как видим, слово "дитя" склоняется совершенно особым образом. Слово "путь" в родительном, дательном и предложном падежах "ведет себя", как слово 3 склонения, а в творительном - как слово 2 склонения. Ну а слова, оканчивающиеся на -мя , в косвенных падежах приобретают суффикс -ен -.

Эти слова нужно запомнить, чтобы не ошибиться в выборе нужного окончания.

Несклоняемые слова

В основном это заимствованные слова - пришедшие из других языков. Они могут обозначать названия животных, растений, блюд, а также имена или фамилии людей, наименования предметов. Придя в наш язык, такие слова сохранили особенность не менять свою форму, попадая в предложение. В какой бы падеж или число ни нужно было ставить такое слово, звучать оно будет одинаково.

  • Налей мне кофе - восхищаюсь утренним кофе - говорим о кофе.
  • Это мой какаду - у меня нет какаду - дай корм какаду - помнишь о какаду.
  • Роман Дюма - посвящено Дюма - пишет о Дюма.

Склонять такие слова в предложении неправильно и безграмотно. Всем известна фраза-шутка "Сижу в кине на первом ряде с попироской в зубе". Не будем же уподобляться герою этой шутки! Склоняемые слова нужно употреблять правильно, а несклоняемые и вовсе изменять не нужно.

Подведем итоги

Определение склонения имен существительных (таблица выше) - совсем не сложный процесс, который поможет избежать ошибок при письме. Попробуем обобщить все вышесказанное.

Основных склонений в русском языке три, но есть еще особые слова, оканчивающиеся на -ия и -ие, и несколько разносклоняемых слов. Слова распределяются в три основные группы в зависимости от рода и окончания в именительном падеже.

Все слова одного склонения в имеют аналогичные окончания. Их можно выучить, чтобы не ошибаться. А можно поступать по-другому: вместо слова с безударным окончанием подставлять любое слово такого же склонения, но у которого ударение падает на окончание. Буква в окончании у этих слов будет одной и той же!

Слова на -ия и -ие не входят в три основные группы, потому что изменяются по падежам и числам особым образом, и их нужно запомнить.

Также следует запомнить и небольшую группу разносклоняемых слов. Их набор окончаний не совпадает ни с одним из вышеперечисленных склонений, поэтому они и требуют особого внимания.

Ну и наконец несклоняемые слова: они не изменяются, в каком бы контексте ни употреблялись. Склонять в предложении такие слова, как кино, пальто, кофе, портмоне, кенгуру, - признак низкой грамотности и общей культуры.

Надеемся, что статья оказалась полезной и помогла разобраться в такой непростой теме, как склонение имени существительного. Таблица и примеры были понятными, а потому выбор правильного окончания теперь не составит труда.

Будьте грамотными!

Склонением называют изменение слов, принадлежащих к различным частям речи (прилагательных, местоимений, существительных, числительных и других) по числам и падежам. Умение склонять слова необходимо для правильного составления предложений. Например, в простом предложении «я иду по лесУ» к слову «лес» была добавлена буква «У». Если бы было выбрано неправильное склонение этого слова, предложение могло бы принять вид: «я иду по лесЕ». Вот почему так важно правильно склонять слова.

Падежи в русском языке

Тип склонения нельзя определить, не зная падежа имени существительного. Они необходимы для выражения различных ролей существительных при использовании их в предложениях. Всего существует 6 падежей, определить каждый из которых можно задав основной вопрос. Слова в некоторых падежах могут отвечать и на вспомогательные вопросы, что еще более упрощает определение падежа. Например, если существительное отвечает на вопрос «откуда?», оно относится к именительному падежу. Предложный падеж можно определить, если существительное отвечает на вопрос «где?», а винительный – «куда?». Более подробно это описано в представленной ниже таблице.

Наименование падежа Основные вопросы,
на которые
отвечают имена
существительные
в предложениях
Вспомогательные
вопросы
(используются не
для каждого
падежа)
Пример
Именительный (сокр. – И) «кто?», «что?» Земл — я
Родительный (сокр. – Р) «кого?», «чего?» «откуда?» Земл — и
Дательный (сокр. – Д) «кому?», «чему?» Земл — е
Винительный (сокр. – В) «кого?», «что?» «куда?» Земл — ю
Творительный (сокр. – Т) «кем?», «чем?» Земл — ей
Предложный (сокр. – П) «о ком?», «о чем?» «где?» Земл — е

Принято называть именительный падеж прямым, а все остальные – косвенными. Умение определять падежи слов в предложениях является очень важным для определения склонений.

Определение склонений

Чтобы определить склонение имени существительного, необходимо поставить это слово в его начальную форму (единственное число, именительный падеж). Принадлежность к одному из имеющихся в русском языке склонений можно нужно определять по окончанию, которое существительное имеет в начальной форме.

В русском языке предусмотрены 3 основных типа склонений для имен существительных. Они представлены в таблице ниже.

Склонения Пояснения На что обратить внимание
Первое Имена существительные в единственном числе, находящиеся в именительном падеже, принадлежащие к мужскому, женскому и общему родам, имеющие окончания — а, — я. Примеры: масса, сосна, забияка, юноша. В именах существительных, у которых окончание –ия, в предложном и дательном падежах единственного числа необходимо ставить окончание — и (Армения, акция).
Второе Имена существительные в единственном числе, находящиеся в именительном падеже:
    1) С нулевым окончанием; 2) С окончаниями — о, — е.

Примеры: тополь, дерево, море.

В именах сущистветельных с окончаниями — ий, — ие в предложном падеже единственного числа необходимо ставить окончание — и.
Третье Имена существительные в единственном числе, находящиеся в именительном падеже, принадлежащие женскому роду.

Примеры: ночь, печь, грусть.

Если имена существительные женского рода в единственном числе, находящиеся в винительном и именительном падежах, оканчиваются на шипящую (ч, ш, ж, щ), в конце слова необходимо ставить мягкий знак.

Примеры: плешь, ночь, печь.

Основные склонения еще называют продуктивными, поскольку именно к ним относится большая часть существительных в русском языке. Но существуют еще и так называемые непродуктивные типы склонений.

Непродуктивные типы склонений

К данному типу, который еще называют неосновным, относят следующие:

  • Адъективное , которое представлено именами существительными, начальная форма которых соответствует прилагательным в единственном числе, находящимся в именительном падеже. Примеры: подлежащее, прихожая, военный.
  • Смешанное склонение , к которому относятся существительные, обозначающие названия населенных пунктов (городов, сел) и русские фамилии, имеющие суффиксы -ов, — ово, — ин, — ино. Примеры: Петров, Малинин, Иваново.
  • Разносклоняемые слова , принадлежащие к имени существительному. К таким относятся все существительные, которые заканчиваются на — мя. Примеры: имя, время. Также разносклоняемыми считаются те существительные, у которых при склонении появляются окончания разных продуктивных типов склонений. Примеры: путь, дитя.
  • Существительные, которые не склоняются . К ним относятся такие слова, у которых окончание всегда нулевое независимо от числа и падежа. Примеры: какао, пальто, фортепиано.

Склонение существительных во множественном числе

Различий между типами склонений имен существительных, которые находятся во множественном числе, практически нет. Однако у некоторых существительных множественного числа, принадлежащих к мужскому роду и находящихся в именительном падеже окончания — и (-ы) могут быть заменены ударными — я (-а). К таковым относятся:

  • Большинство односложных имен существительных (шелк – шелк — а, снег – снег — а). · Двусложные имена существительные, если в форме единственного числа ударение падает на первый слог (вечер – вечер — а, голос – голос — а, округ – округ — а).

Не существует каких-либо строгих закономерностей в распределении имен существительных по различным вариантам. В таблице ниже приведены некоторые наиболее используемые слова, чтобы избежать ошибок в их употреблении.

У некоторых существительных множественного числа в именительном падеже может быть использовано как окончание — ы (-и), так и — а (-я). Примеры: ветры (-а), годы (-а), слесари (-я), пекари (-я), тракторы (-а) и другие.

Также следует учитывать значение слов, от которого зависит употребление окончаний во множественном числе в именительном падеже. Примеры: листы (бумажное производство) и листья (бывают у растений), мехи (у кузнецов) и меха (отделка шкур животных), поясы (относится к географии) и пояса (синоним – ремни) и многие другие.

При склонении существительных во множественном числе, находящихся в родительном падеже, могут быть нулевые окончания или — ев (-ов) и -ей. Здесь также нет четкой закономерности, поэтому для наглядности в представленной ниже таблице приведены некоторые примеры, которые помогут избегать ошибок.

Выводы

При определении склонения слова (часть речи – имя существительное) в предложении, необходимо данное слова представить в начальной форме (единственное число, именительный падеж). Склонение определяется по роду и окончанию слова. Следует помнить, что у имен существительных, которые имеют только форму множественного числа, склонение определить нельзя (дрова, сани и другие).

Видеоурок по правилам склонений имен существительных

Ниже представлен видео урок по русскому языку на тему «Склонение имен существительных»

Класс: 4

Презентация к уроку





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;
  • Познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду;
  • Развивать орфографическую зоркость, связную речь, мышление, внимание, познавательный интерес;
  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность, взаимопомощь.

Оборудование:

  • презентация к уроку,
  • блоки обратной связи,
  • карточки с разноуровневыми заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверьте рабочие места, настройтесь на рабочий лад. Тихо сядьте.

2. Проверка домашней работы.

3. Оформление рабочей записи.

Откройте тетради, запишите число, "классная работа".

4. Минутка чистописания. (На доске)

Написание каких букв мы будем сегодня отрабатывать?

(Строчные буквы в, л, т, д)

Назовите соединения.

(Нижнее, верхнее, нижнее)

Обратите внимание на высоту букв по отношению к строке. Назовите лишнюю букву.

(л - непарная согласная, т - обозначает глухой звук)

5. Словарная работа.

Переходим к повторению словарных слов.

5.1. Устная работа.

Покажите с помощью блоков обратной связи пропущенную букву.

  • д:орога
  • л:сица
  • г:зета
  • х:зяйство
  • л:пата

5.2. Письменная работа.

Определите слово по его лексическому значению, запишите, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

1. Приём пищи в середине дня.

2. Растение семейства бобовых с круглыми семенами-зёрнами. (Горох)

3. Одна из четырёх сторон света противоположная югу. (Север)

4. Многолетнее травянистое растение, дающее сладкие ягоды красного цвета. (Земляника)

5. Пространство между рядами домов для прохода и проезда. (Улица)

Взаимопроверка.

  • "5" - нет ошибок
  • "4" - 1 ошибка
  • "3" - 2 ошибки
  • "2" - 3 и более ошибок

Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Кто не справился с работой? Какую работу нужно выполнить?

Мы будем продолжать работу на следующих уроках. И я думаю, вскоре все ребята будут писать словарные слова без ошибок.

6. Сообщение цели урока.

Какой частью речи являются записанные слова?

(Имя существительное)

Найдите имена существительные в предложении.

Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.

(Автобус, по улице, Кирова, по площади, Свободы)

Определите падеж существительных и выделите окончания в словах по улице, по площади.

(Дательный падеж)

Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом?

Вот на этот вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке.

7. Работа по теме урока.

Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, Витя, стол, окно, степь.

Прочитайте слова, найдите общее.

(Существительные в единственном числе, в именительном падеже)

Разделите существительные на группы, ориентируясь на указания:

Назовите существительные женского рода с окончаниями - а, - я.

(Вода, земля)

Назовите существительные мужского рода с окончаниями - а, - я.

(Юра, Витя)

Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода.

(Стол, конь)

Выделите в них окончания.

Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончания.

(Окно, море)

Назовите оставшиеся имена существительные. Определите род. Какая буква на конце слов?

(Существительные степь, дочь женского рода с мягким знаком на конце)

По каким признакам мы сгруппировали существительные?

(По роду и окончанию)

С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.

Сделайте вывод, какие существительные относятся к первому склонению, ко второму склонению, и к третьему склонению.

Вывод: К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями - а, - я в именительном падеже.

Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями - о, -е в именительном падеже.

К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.

8. Работа с правилом.

Проверим, правильно ли мы рассуждаем. Откройте учебник на странице 88. Прочитайте правило.

Кто попробует рассказать правило наизусть?

9. Упражнение в определении склонения имен существительных.

Определите склонение следующих существительных: яблоко, ягода, молоко, лошадь, товарищ, книга, письмо.

10. Составление алгоритма действий при определении склонения имени существительного.

Как определить склонение имени существительного в именительном падеже?

Алгоритм действий при определении склонения имени существительного

Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:

  1. Определить род.
  2. Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.
  3. По роду и по окончанию определить склонение.

Образец рассуждения.

Тетрадь - она, моя - существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание; значит существительное тетрадь третьего склонения.

11. Физминутка.

Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать. Если это существительное 1скл., вы должны присесть, руки вперёд. Если это существительное 2 скл. - наклон вперёд, руки должны достать носочки. Если 3 скл. - подпрыгнуть.

Кто ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу?
(Баран)

Кто на ветке шишки грыз,
И бросал объедки вниз?
(Белка)

В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
(Поезд)

Закружу, заверчу,
В небеса улечу.
(Вертолёт)

Ящик на коленях пляшет -
То поёт, то горько плачет.
(Гармонь)

Никого не обижает,
А её все толкают.
(Дверь)

Много рук, а нога одна.
(Дерево)

Колюч, да не ёж.
(Ёрш)

Шесть ног без копыт,
Летит - жужжит,
Упадёт - землю роет.
(Жук)

По земле ползёт,
А к себе не подпускает.
(Змея)

Закутан ребёнок в сто пелёнок.
(Капуста)

Над домами и дорожками
Висит кусок лепёшки.
(Луна)

12. Работа с учебником.

Прочитайте задание к упражнению.

(Первичное чтение "про себя", вторично читает ученик)

Какие задания мы должны выполнить?

(Определить падеж каждого существительного. Написать существительные в три столбика по склонениям)

Работа с комментированием.

Проверка. Прочитайте существительные первого склонения. Прочитайте существительные второго склонения. Прочитайте существительные третьего склонения.

13. Разноуровневая самостоятельная работа.

Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь.

Уровень 1.

Спиши существительные. Укажи склонение.

Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.

Уровень 2.

Выпиши существительные 3 склонения.

Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.

Уровень 3.

Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.

Отец, деревня, торжество, везение, чародей, зной.

Проверка.

14. Итог урока.

Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах по улице, по площади разные окончания?

(Существительное улица первого склонения, существительное площадь третьего склонения)

С какой целью необходимо научиться узнавать склонение существительных?

(Чтобы правильно писать окончание существительного)

Это мы изучим на следующих уроках.

Список используемых ресурсов.

  1. www.it-n.ru "Сеть творческих учителей"
  2. www.wikikurgan.orbitel.ru
  3. festival.1september.ru "Открытый урок" - фестиваль педагогических идей
  4. Я.Ш. Гараева "Поурочные разработки по русскому языку" - Москва; "Вако" - 2007 г.
  5. Т.Г. Рамзаева учебник "Русский язык" 4 класс - Москва "Дрофа"