Выделения        04.05.2024   

"речевая готовность детей к школе". Речевая готовность к школе Проект речевая готовность к школе

В современной психологии и педагогике пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности» или «школьной зрелости». В решении вопросов готовности детей к школьному обучению существует два направления. Первый подход можно назвать педагогическим. Сторонники педагогического подхода определяют готовность к школе по сформированным у дошкольников учебным навыкам: считать, писать. Такой подход непродуктивен по двум причинам:

направлен исключительно на решение задачи по отбору детей, готовых к школе на основе сформированных учебных навыков;

констатирует уровень усвоения конкретных учебных навыков.

Педагогический подход оставляет неразрешенным спектр вопросов, связанный с актуальным и потенциальным психическим развитием ребенка. Возможными отклонениями в развитии не обозначает зону ближайшего развития дошкольника. Понимание этих ограничений заставило педагогов обратиться к помощи психологов в решении проблемы готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Таким образом, сформировался второй подход.(46)

Психологический подход к проблеме готовности к школе нельзя назвать однородным или универсальным. Различия психологических подходов к решению проблемы готовности определяется тем, что разные авторы выделяют в качестве ведущих разнообразные факторы и характеристики психической сферы дошкольника.

А.Анастази практикует понятие школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими характеристиками усвоения школьной программы, необходимыми для оптимального уровня развития». (2)

И.Шванцара более четко определяет понятие готовности, как достижение такой степени в развитии, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении». (42)

Л..И.Божович отмечала, что готовность к школе складывается из таких факторов как определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, произвольности регуляции деятельности и готовности принять социальную позицию школьника.(3)

А.И.Запорожец придерживался аналогичных взглядов, отмечая такие компоненты готовности к школе как мотивация, уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности и степень сформированности механизмов волевой регуляции действий.(23)

Л.А.Венгер дополнял такие выше перечисленные факторы, как необходимость ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний таким моментом как «установление со взрослым и со сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью». (8)

Необходимо также учитывать, что дошкольный возраст является переходным, кризисным.

Д.Б.Эльконин считал, что готовность к школе включает не только оценку новообразований прошедшего возрастного периода, но и начальные формы деятельности следующего периода, а также уровень развития симптомов, которые характеризуют кризис симптомов, которые характеризуют кризис семи лет. Поэтому Д.Б. Элькони выделяет в качестве основных компонентов готовности к школе как сформированность игровой деятельности, так и зачатки учебных новообразований. (69)

Исследования Лисиной М.И., Кравцовой Е.Е. дополняли понятие готовность к школе такими критериями, которые условно можно определить как речевая готовность к школьному обучению.(44)

Прежде всего, необходимо помнить о психологических особенностях детей пяти-семи лет, о том общем и особенном, что отличает дошкольника от школьника. (45)

Дошкольник

Младший школьник

Восприимчивость, внушаемость, податливость, отзывчивость, способность к сопереживанию, общительность, большая подражаемость, легкая возбудимость, эмоциональность, любознательность и запечатлеваемость, устойчивое бодрое и радостное настроение, пластичность высшей нервной системы, подвижность, непоседливость, импульсивность поведения, общая недостаточность воли, неустойчивость, непроизвольность внимания.

Особенное:

Первоначальное формирование личности на основе соподчинения мотивов, связанное с их борьбой.

Формирование первых этических инстанций, определяющих отношение к другим людям.

Образование «детского общества»

Наибольшая значимость первого (семейного) круга общения.

Правдивость, открытость.

Преобладание неустойчивого внимания.

Преобладание непроизвольности психических процессов.

Неустойчивость интересов и желаний.

Первоначальное формирование характера, неустойчивость характерологических свойств.

Формирование новых потребностей, позволяющих действовать, руководствуясь целями, нравственными требованиями, чувствами.

Образование детского коллектива, формирование общественной направленности.

Наибольшая значимость и ориентация на мнение учителя.

Внутренняя позиция школьника.

Формирование произвольности.

Глобальность интересов.

Дифференциация способностей.

Хорошая работоспособность.

Приятие норм и требований поведения.

Таким образом, исходя из многих психологических и педагогических исследований следует признать, что готовность к школе является сложным по структуре, многокомпонентным понятиям, в котором можно выделить следующие структурные компоненты(53):

а) личностная готовность включает в себя готовность ребенка к принятию позиции ученика. Сюда входит определенный уровень развития мотивационной сферы, способность к произвольному управлению собственной деятельностью, развитие познавательных интересов - сформированная иерархия мотивов с высоко развитой учебной мотивацией. Здесь также учитывается уровень развития эмоциональной сферы ребенка, сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость.

Личностная готовность к школьному обучению заключается в формировании внутренней позиции школьника. Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции.

Л.И.Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции». (70)

С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание - стала внутренней позицией школьника. Внутренняя позиция школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой. Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом и особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением.

Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к педагогу, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение. (30)

Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях.

Определяя личностную готовность ребенка к школе необходимо выявить и специфику развития произвольности. Произвольность поведения ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых педагогом, при работе по образцу. Поэтому особенности произвольного поведения прослеживаются не только при наблюдении за ребенком на индивидуальных и групповых занятиях, но и с помощью специальных методик.

К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно - родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.

К шести годам ребенок становится значительно более самостоятельным, независимым от взрослого, расширяются, усложняются его отношения с окружающими. Активно развивается в этот период самооценка - важная форма проявления самосознания.

Самооценка 6-летнего ребенка в одном виде деятельности может отличаться от его самооценки в других. В оценке своих достижений, например в рисовании, он может оценивать себя правильно, в овладении грамотой - переоценивать, в пении - недооценивать себя. Критерии, используемые ребенком при самооценке, в значительной степени зависят от педагога.(32)

Представление 6-летнего ребенка о себе уже довольно адекватно отражает его ценностную сферу. Почти все дети этого возраста осознают сферу своих предпочтений: ценностность 1) отношения к себе окружающих; 2) общения; 3) деятельности; 4) нормативного отношения к действительности; 5) реально-практического функционирования.

б) интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире, а также наличие у него предпосылок к формированию учебной деятельности.

Е.И.Рогов (53) указывает на следующие критерии интеллектуальной готовности к школьному обучению:

дифференцированное восприятие;

аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

рациональный подход к деятельности (ослабление роли фантазии);

логическое запоминание;

Интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

овладевание на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Но не следует в то же время и переоценивать их умственные возможности. Логическая форма мышления хотя и доступна, но еще не характерна для них. Даже приобретая черты обобщенности, их мышление остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их «заместителями». Высшие формы наглядно-образного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника.

Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений. К ним прежде всего относится умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Такая операция требует от поступающего в школу ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.

1. Свое имя, отчество и фамилию.

2. Свой возраст

3. Свой домашний адрес.

4. Свой город (село) и его главные достопримечательности.

5. Страну, в которой живет.

6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

8. Домашних животных и их детенышей.

9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детенышей.

10. Транспорт наземный, водный, воздушный.

11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

13. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх - низ и т.д.).

14. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.

15. Запомнить и назвать 6 - 10 предметов, картинок, слов.

16. Различать гласные и согласные звуки.

17. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.

19. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 - 35 минут).

в) социально-психологическая готовность включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и педагогом. Этот компонент предполагает достижения детьми соответствующего уровня развития общения со сверстниками.

Социально-психологическая готовность к школе включает формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться со сверстниками, с педагогом. Каждому ребенку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям.

Дети, предпочитающие играть с взрослым или общаться с ним по поводу конкретных вещей, не способны долго слушать педагога, часто отвлекаются на посторонние раздражители. Они, как правило, не выполняют задания учителя, а заменяют их своей собственной задачей. Поэтому успешность решения задач у таких детей крайне низкая. И напротив, дети, которые в свободном обращении могут отвлекаться от конкретной ситуации и общаться со взрослыми на более или менее общие темы, более внимательны во время занятий, с интересом выслушивают задания взрослого и старательно их выполняют. Успешность решения задач у таких детей значительно выше.

г) речевая готовность. Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе, исследователи выделяют уровень развития речи.

Р.С. Немов утверждает, что речевая готовность детей к обучению, прежде всего, проявляется в их умении пользоваться для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средство общения и предпосылки усвоению письма. Об этой функции речи следует проявлять особую заботу в течение среднего и старшего дошкольного детства, так как развитие письменной речи существенно определяет прогресс интеллектуального развития ребенка.(36)

Наша речь - процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Ведь именно при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

В этой связи очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника. В первую очередь следует обратить внимание на:

правильность произношения звуков;

умение различать звуки речи на слух;

владение элементарными навыками звукового анализа слов;

словарный запас;

связную речь.

Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди пользуются внешней речью. Разновидностями внешней речи являются устная и письменная речь. Из внешней речи развивается внутренняя (речь - «думание»), которая позволяет человеку мыслить на базе языкового материала.

Готовность детей к школе может определяться по таким параметрам, как планирование, контроль, мотивация, уровень развития интеллекта, уровень развития речи (см. таблицу 1.1.).

Критерии готовности детей к школьному обучению

Таблица 1.1.

Параметры

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1. Планирование (умение организовывать свою деятельность в соответствии с ее целью)

Полностью соответствует

Частично соответствует

Не соответствует цели

2. Контроль (умение сопоставить результаты своих действий с поставленной целью)

Может самостоятельно сопоставить результаты своей деятельности с целью

Частичное соответствие

Полное несоответствие, сам ребенок этого не видит

3. Мотивация учения (стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности)

Стремится к анализу и общению, хочет учиться

Стремится ориентироваться на некоторые свойства и использовать их, нет ярко выраженного желания учиться

Ориентируется на те свойства, которые доступны только органам чувств, учиться не хочет

4. Уровень развития интеллекта

Может слушать другого человека, выполняет логические операции в форме словесных понятий

Неумение слушать другого человека, сравнение и обобщение в форме словесных операций выполняет, а абстракцию, конкретизацию, анализ и синтез - допускает ошибки.

Не выполняет логические операции в форме словесных понятий.

5. Уровень развития речи

Правильное звукопроизношение, владеет связностью речевого высказывания, владеет пересказом, составлением рассказов, словесным описанием.

Нарушения сложных в артикуляции звуков в связи с неразличением звуков близких по параметрам, недостаточный словарный запас, несформирована монологическая форма речи, страдает звуковой анализ и речь ситуативна.

Речь не выступает средством общения, ребёнок замкнут. Проявляются трудности коммуникации.

Краткая характеристика готовности к обучению в школе

Основными показателями речевой готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению являются:

более сложная самостоятельная форма речи - развернутое монологическое высказывание,

завершается процесс фонематического развития,

развитие лексико-грамматического строя речи,

обогащение словаря,

совершенствование словесно - логического мышления.

Слайд 1 Речевая готовность к школе

Слайд 2 Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

Наша речь - процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компоненты речевой системы к моменту поступления ребёнка в первый класс.

Слайд 3 Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:
. Правильное произношение всех звуков
. Умение различать звуки речи на слух
. Владение навыками звукового анализа и синтеза
. Словарный запас
. Сформированность грамматического строя речи
. Связную речь
. Речевую коммуникацию
. Мелкую моторику рук и психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие)

Слайд 4 Звукопроизношение и фонематический слух:
В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 - 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

Слайд 5 Владение навыками звукового анализа и синтеза:
. умение выделять звук на фоне слова;
. слышать и выделять первый и последний звук в слове;
. определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
. определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;
. называть слова с заданным звуком;
. уметь составлять слова из звуков;
. дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».
Без специального обучения ребёнок этими навыками овладеть не может. Обучение звуковому анализу и синтезу проходит на логопедических занятиях и занятиях по обучению грамоте. Формирование фонематического анализа проходит в 3 этапа: 1 с опорой на вспомогательные средства (картинки, схемы, фишки), 2 - в речевом плане (дети называют слово, определяют количество и последовательность звуков без опоры), 3 - в умственном плане (дети определяют место звуков, их количество, последовательность, не называя слова).

Слайд 6 Слоговая структура слова
Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.

Слайд 7 Словарный запас
К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов)
В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов, знать многозначные слова.

Слайды 8 - 14 Картинки с изображением обобщающих понятий, синонимов, антонимов, многозначных слов.

Слайд 15 Сформированность грамматического строя речи:
Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).

Слайд 16 Связная речь
К 7 годам ребёнок должен уметь
. пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки
. составлять рассказ по картинке
. составлять рассказ по серии картин
. отвечать на вопросы по тексту
При пересказе (рассказе) обращается внимание
- на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль),
- на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ),
- на лексику (полнота и точность использования слов),
- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).

Слайд 17 Речевая коммуникация
- Ребёнок должен быть достаточно активен в общении,
- уметь слушать и понимать речь,
- строить общение с учетом ситуации,
- легко входить в контакт с детьми и взрослыми,
- ясно и последовательно выражать свои мысли,
- пользоваться формами речевого этикета.

Слайд 18 Мелкая моторика рук
Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, ниткография, использование шариков су-джок и иппликатора Кузнецова, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и т.д.).

Слайд 19 Психические процессы
Все психические процессы тесно взаимосвязаны. Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к нарушению умственного развития ребёнка в целом.

Слайды 20 - 21
Картинки для развития памяти, восприятия, мышления, внимания.

Слайд 22 Уважаемые родители!
Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастет, и сам научиться говорить». Необходимо обратиться к логопеду

Слайд 23 Спасибо за внимание!

Подготовила учитель – логопед 2013 г. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Горушинская НОШ – детский сад: Котова Н.Ф.

Аннотация: Статья предназначена для родителей, чьи дети готовятся пойти в первый класс. Должен ли ребёнок уметь перед школой: читать, писать и решать задачи? Что такое речевая готовность ребёнка к школе? На эти и другие вопросы вы найдёте ответы в данной статье.

Речевая готовность ребёнка к школе

«Гибок язык человека; речей в нем край непочатый».

Гомер

Современная школа предъявляет сегодня высокие требования к готовности дошкольника к поступлению в первый класс. Многие родители заранее озабочены, тем насколько будет успешным их ребёнок в школе. Поэтому записывают детей в различные кружки, «школы дошколят», нанимают педагогов для индивидуального обучения ребёнка чтению, математике и иностранному языку.

В современном обществе стало модным нагружать детей с 3-4 лет ненужными знаниями и навыками, особенно в больших городах. Родители, глядя на экраны телевизоров и видя там «супер детей» стремятся сформировать из своего чада ребёнка, который бы намного опережал своих сверстников в развитии. При этом, особо не заботясь о возрастных психологических и индивидуальных особенностях своего ребёнка.

Детские психиатры одинаково настороженно относятся и к тем детям, которые отстают в развитии, и к тем, которые опережают. Как правило, «супер дети» со временем либо выравниваются в развитии со сверстниками, либо получают психологический срыв от непомерных нагрузок, часто приходя в школу уже с логоневрозами.

В преддверии Международного дня защиты детей ученые Казанской Государственной медицинской Академии ответили на вопросы журналистов: «Каков процент детей рождается сегодня в России абсолютно здоровыми?» Ответ ошеломляет — всего 2.7%, остальные дети имеют различной степени выраженности ту или иную патологию.

Неудивителен и тот факт, что количество детей с речевой патологией неуклонно растёт. Логопеды, работающие в дошкольных учреждениях, говорят об этом давно и много.

Несмотря на всю разъяснительную работу, зачастую родители считают, что ребёнок пойдёт в школу и там его научат хорошо говорить. К сожалению, большинство родителей глубоко заблуждаются. Практически все недочёты в развитии устной речи находят своё отражение в виде спицефических ошибок при письме и чтении или могут быт причиной нарушений чтения и письма.

По данным института физиологии в наше время от 40 до60 % детей закончивших обучение в начальной школе имеют непроходящие нарушения письма и чтения. Это значит, что без специально организованных коррекционных занятий эти нарушения не исчезнут.

Часто родители считают, что если ребёнек умеет читать, много говорит и считает до 100 –то он готов к школе. На самом деле все эти навыки не являются показателем школьной зрелости.

Так что же такое — готовность к обучению в школе? Это понятие включает в себя: физическую, психологическую и специальную зрелость ребёнка.

Под физической готовностью следует понимать уровень физического и биологического развития, а так же состояние здоровья будущего первоклассника.

Психологическая готовность включает в себя:

  • интеллектуальную,
  • социальную
  • и эмоционально-волевую зрелость.

Специальная или педагогичекая — подразумевает владение ребёнком элементарными учебными умениями:

  • Знать и называть буквы
  • Выполнять счётные операции в пределах 10.
  • Рисовать простые предметы.
  • Выполнять элементарные физические упражнения.

Хотелось бы особо поговорить о речевой готовности ребёнка.

Речь – это показатель интеллектуального развития человека. Она является одной из ведущих психических функций, которая входит в интеллектуальную состовляющую психологического развития ребёнка.

Устная речь имеет несколько составляющих или компонентов. Поговорим о каждом отдельно.

Звукопроизношение

К шести годам произношение всех групп звуков (кроме «р» и «л») должно быть сформировано. Если к этому возрасту ребёнок невнятно, нечётко произносит какие либо звуки или заменяет «л» на «в» или «у» — то без специальных занятий уже не обойтись.

Фонематический слух

Бывает так, что ребёнок правильно произносит все звуки, но недостаточно чётко различает например: звонкие и глухие (б-п; д-т; ф-в; и т.д.), или твёрдые и мягкие (м-мь; к-кь; л-ль и т.д.) или ц-ч.

С трудом может воспроизвести простые скороговорки типа: «От топота копыт пыль по полю летит», « В огороде у Егора репа, редька, помидоры.» Такого рода нарушения указывают на недоразвитие фонематических процессов и отражаются на письменной речи.

Слоговая структура слова

К 7 годам ребёнок может произносить слова состоящие из 4-5 слогов со стечением согласных. Попросите ребёнка повторить за вами такие слова: термометр, сковорода, милиционер, велосипедист. Если нет ошибок, перестановок слогов, пропусков звуков- значит эта речевая функция развита в норме.

Словарный запас

К поступлению в 1-й класс словарный запас достаточно велик и не поддаётся точному учёту.

Кроме того, что ребёнок должен в своей речи пользоваться помимо существительных — прилагательными, глагольными формами (причастиями и деепричастиями), числительными, сложными предлогами:

  1. Употреблять обобщающие понятия (транспорт, обувь, насекомые и т.д)
  2. Уметь давать давать определение предмета через род и вид (конфетница- это посуда для конфет)
  3. Использовать в речи слова антонимы –(далеко-близко, высокий- низкий и т. д.)
  4. Называть части предметов.
  5. Начинается осмысление и использование в речи выражений в переносном смысле («потерять голову», «золотые руки» …)
  6. Появляются и первые термины: «буква», «слово», «цифра».

При недостаточно развитом словарном запасе ребёнку будет сложно подобрать проверочные слова при изучении таких тем как: «проверяемые согласные в конце слов», «безударные гласные», «состав слова» и т.д.

Грамматический строй

Правилами изменения слов по родам, числам и падежам и умением сочетать слова дети начинают пользоваться с 4-х лет. К 7 годам уже не должно быть ошибок типа: «в огороде много вёдров», « в саду 7 деревов», «светили фанариков», «ух» вместо «ушей».

У детей с подобными нарушениями возникают трудности в 3-4 классах при усвоении грамматических правил, при написании изложений и сочинений.

Связная речь

Связная речь — самый сложный компонент речи. Если речь ребёнка развивается в норме- то в этом возрасте он может самостоятельно придумать сказку; передать содержание прочитанной ему истории; составить рассказ по серии картинок (3-5 картинок), придумать события, которые могли бы развиваться дальше.

Навыки звукового анализа и синтеза

Чрезвычайно важны для успешного усвоения ребёнком норм чтения и письма.

Это умение выделять не только первый звук, но и последний, последовательно называть все звуки в слове (слова из 3-5 звуков), определить место заданного звука.Умение объединять названные последовательно звуки в слово.

Уважаемые родители! Если у вашего ребёнка сформированы все компоненты речевой деятельности – то ребёнку не составит труда овладеть навыками чтения и письма, причём он избежит тех трудностей, с которыми сталкиваются неподготовленные дети. Чтение и письмо-это более сложные виды речевой деятельности, поэтому для успеха необходимо сформировать более простые, базовые навыки.

Желаем вам и вашим детям успехов!.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, шире его возможности в познании действительности, активнее происходит его психическое развитие.
К моменту поступления ребенка в школу, родителям нужно обратить внимание на развитие речи дошкольника.
Готовность ребёнка к школьному обучению во многом определяется уровнем его речевого развития.

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка, как средства общения. Перечислим их.

1. Звуковая сторона.

У вашего ребёнка должно быть четкое, правильное произношение всех звуков.

2. Сформированность фонематических процессов.

1.Достаточно хорошо сформированные и развитые фонематические процессы

- умение различать звуки по звонкости-глухости (бочка – почка), твердости-мягкости (банка – белка), свистящие – шипящие (сок – шок), слова, отличающиеся одним звуком.

2. Навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова:

Уметь выделять заданный звук из слова (есть такой звук или нет);

Уметь выделять первый и последний звук в словах;

Уметь определять место звука, а также их количество и последовательность звуков в слове.

Уметь определять количество слогов в слове. Ребенок должен уметь отбирать картинки с заданным количеством слогов.

3. Словарный запас должен соответствовать возрасту.

Словарь ребенка до 3500 слов. Ребенок должен уметь обобщать и классифицировать предметы по группам: не только времена года, овощи, фрукты, грибы, ягоды и т.д., но и головные уборы, ткани, посуда, транспорт, профессии, инструменты, комнатные растения, геометрические фигуры, школьные принадлежности, знать зимующих и перелетных птиц, как называются детеныши животных.

4. Иметь грамматически правильно оформленную речь.

Уметь пользоваться различными способами словоизменения и словообразования (стол – столик, ковер - коврик, варенье из вишни вишневое, сок из ананаса - ананасовый).

Уметь образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе (ухо - уши, лист – листья, много карандашей, пней, лис).

Согласовывать имена существительные с именами прилагательными (коричневая юбка, коричневое пальто).

Правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные (лисий хвост, медвежье ухо).

Уметь употреблять не только простые, но и сложные предлоги и т.д. (из-под стола, из-за дерева).

5. Связная речь

Уметь связно, последовательно, а также четко и точно формулировать основную мысль высказывания. Использовать языковые средства, соответствующие виду высказывания.

Владеть навыком полного и краткого пересказа, составления описательного рассказа, рассказа по картине, по серии картин, из личного опыта.

Владеть нормами речевого этикета: использовать принятые нормы вежливого речевого обращения (обращаться в соответствии с возрастом собеседника, внимательно его слушать, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).

6. Мелкая моторика.

Поскольку в школе ребенку предстоит овладеть новым, сложным для него видом деятельности – письменной речью, рука должна быть готова. Виртуозное нажимание кнопок на игровых приставках и игрушках в дошкольном детстве не подразумевает должного уровня развития мелких мышц руки, наличия необходимого тонуса.

Часто обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности, проблемы. Для того чтобы избежать этого, нужно решить вопрос с готовностью к письму непосредственно руки. Для этого можно обводить в тетради клеточки, рисовать в них кружочки, составлять орнаменты из палочек, лепить из глины, пластилина, выполнять движения с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, завязывание веревочек, вырезание ножницами). Необходимо учить ребенка правильно сидеть за столом, держать ручку, сосредотачивать внимание.

Общайтесь со своими детьми! Важно не количество, а качество общения. Задавайте такие вопросы, на которые нельзя отделаться односложными ответами. Отвлекитесь от своих бесконечных проблем, поговорите с малышом.

Создайте в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

Проводите целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

Не ругайте ребенка за неправильную речь;

Ненавязчиво исправляйте неправильное произношение;

Не заостряйте внимание на запинках и повторах слогов и слов;

Осуществляйте позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.

В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.

Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

И помните о том, что любые совместные игры и действия, даже самые простые, полезны для ребенка, поскольку они развивают не только речь, но и высшие психические функции: внимание, мышление, память, восприятие. Но и они принесут пользу только тогда, когда выполняются без принуждения, в игровой форме, с положительным эмоциональным настроем.
Если вы действительно хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что ничего не делается по взмаху волшебной палочки, обязательно нужны терпение, время, положительный настрой и, конечно же, система.


Жанна Цыганкова
Речевая готовность к школе

РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ .

Речь – это основное средство общения, важнейший фактор и стимул интеллектуального, эмоционального развития личности.

Речь взрослого человека – это его визитная карточка.

Речь ребенка – это отражение социальной среды, в которой он растет.

Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у родителей возникает масса волнений и переживаний : где и как подготовить ребенка к школе , нужно ли это, что ребенок должен знать и уметь перед школой , и так далее.

Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе , а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот.

Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно , потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.

Учитывая то, что одних детей готовят к школе в детском саду , других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед учителем младших классов встает задача "выравнять" их знания и умения. Между тем это не основная проблема, на которую жалуются учителя. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки .

Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к школе " различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы , то это и будет залогом их успешной учебы. Однако "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника .

Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра . Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока.

Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.

При выполнении ребенком письменного задания следите, правильно ли он держит карандаш или ручку, чтобы его рука не была напряжена, за осанкой ребенка и расположением листа бумаги на столе. Продолжительность выполнения письменных заданий не должна превышать пяти минут, при этом важность имеет не быстрота выполнения задания, а его точность. Начинать следует с простых заданий, например, обводить изображение, постепенно задание должно усложняться, но только после того, как ребенок будет хорошо справляться с более легким заданием. Ручку ребёнок должен брать правильно и разогретыми пальцами. Раскраски замените обведением но трафарету и штриховкой. Линия должна быть направлена сверху вниз, справа налево, а если она кривая, то против часовой стрелки. Расстояние между линиями 0,5 см - это основной принцип нашего письменного алфавита. Запомните, дети также устают от этих занятий, как и от чтения.

Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник . Одним из критериев готовности к школе является мыслительная готовность .

Состояние фонематических процессов.

Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков, умение различать и повторять сочетания типа : ба-па-ба, та-ца-та, и др. Перед поступившим в школу ребенком встает достаточно сложная задача - освоение звукового анализа слова. Взрослый должен понимать, что 6-7-летнему ребенку не очень-то просто определить в уме, сколько звуков в слове «кот» или «петух» . Для выработки подобного умения следует целенаправленно обучать ребенка.

Состояние грамматического строя.

Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик, словоизменение (стул - стулья, согласование (желтый мяч, управление (вышел из дома, рассказал о друге) . Грамматическая сторона речи ребенка, поступившего в школу , развита в норме достаточно хорошо. Однако перед ребенком встает новая задача - если раньше он усваивал правила грамматики практически, в непосредственной речи, то теперь он должен усваивать грамматику в виде правил и основных понятий. Это предполагает осознанное отношение к речи. Однако нередко 6-7-летние дети затрудняются, если перед ними поставить задачу сознательно выделить из речи слова различных категорий - они еще не умеют ориентироваться на существенные признаки слова. Трудность в обучении грамоте заключается в том, что слова воспринимаются ребенком только как обозначение предметов, он никогда раньше не сталкивался со словом как с элементом письменной речи. Ребенку трудно сразу понять, что слово делится на слоги, а слоги делятся на буквы. Не меньшую трудность может вызывать у ребенка необходимость понимания того, что такое предложение, и то, что предложение состоит из слов.

Состояние словарного запаса.

Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы : времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи. Активно использовать антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать-молчать и т. д., синонимы (например, пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д., слова - действия, слова - признаки. Активный словарь младшего школьника насчитывает от 3000 до 3500 слов. Однако части речи в словаре ребенка представлены неодинаково. Характерной особенностью является глагольность речи - используются глаголы, связанные с движением и деятельностью. Прилагательных же в речи еще явно недостаточно (около 2%) . Поэтому необходимо особенное внимание уделить развитию словарного состава речи ребенка - обучать его использованию сравнений, а также обобщающих слов. Такое обучение обеспечивает расширение возможностребенка в построении сложных предложений.

Состояние связной речи.

Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы , пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок, рассказы из личного опыта.

Обратите внимание на :

Состояние пространственных функций (умение определять «право - лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.

Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).

Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).

Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое) .

Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов) .

Чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм)

Если не уделять должное внимание развитию речи ребенка, у него могут возникать следующие проблемы :

Недостаточность развития фонематического слуха :

неумение правильно слышать и выделять все звуки речи;

неправильное и неотчетливое произношение слов и отдельных звуков в словах;

Недостаточный словарный запас.

Неумение выстроить сложную и развернутую фразу

Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются : сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа. Подчеркнём, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Если эти процессы недостаточно сформированы, то при чтении будут наблюдаться следующие ошибки : трудности слияния звуков в слоги и слова; взаимные замены близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих, побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А, искажение слоговой структуры слов; слишком медленный темп чтения; нарушения понимания прочитанного.

К числу типичных недостатков письма у таких детей относятся : замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам; пропуски гласных; пропуски согласных в их стечении; слияние слов на письме; раздельное написание частей одного слова; пропуски, наращения или перестановки слогов; орфографические ошибки. Эти нарушения письменной речи и чтения называются дисграфия и дислексия.

Самым эффективным методом решения данных задач является использование обучающей игры, как основного вида деятельности дошкольника .