Ячмень        16.04.2024   

Конспект НОД по автоматизации звука в слогах, словах, фразах “В гостях у Белочки. Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука в слогах, словах" с использованием пособия Конспект занятий по автоматизации звука л

Конспект НОД по автоматизации звука [л]
«Морское путешествие с Лунтиком».

Конспект Емельяновой Н. В. учителя – логопеда МАДОУ «Детский сад № 273» г. Пермь.
Представляю Вашему вниманию конспект непосредственно – образовательной деятельности по автоматизации звука Л.
Данная разработка будет интересна для воспитателей и учителей – логопедов, занимающихся с детьми старшего дошкольного возраста.автоматизация звука [л] Коррекционно-образовательные: закрепление правильной артикуляции и характеристики звука [л], автоматизация звука [л] в изолированном виде, в словах, слогах, предложениях и чистоговорках, упражняться в правильном употреблении предложно – падежных конструкций, учить называть существительные во множественном числе.
Коррекционно-развивающие: развивать артикуляционную моторику и мимическую мускулатуру, развивать фонематический слух, развивать память и логическое мышление, развивать мелкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, терпение.
Оборудование: разрезная картинка «Лунтик», картинка Лунтик, картинка «Кораблик», пружинка су-джок, набор картинок «Продукты питания», мяч, картинки-раскраски.
Ход НОД:
1.Оргмомент. Логопед приветствует детей и предлагает отгадать, кто придет к ним сегодня на занятие, и с кем они отправятся в морское путешествие.
Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправимся с вами в морское путешествие. Но поплывем мы не одни. Хотите узнать, с кем мы отправимся в путешествие? Для этого вам надо собрать из нескольких картинок одну целую картину.
2. Развитие целости восприятия.
Игра «Собери картинку».
Логопед:
Знают дети всей Земли
Кто упал на них с Луны
Это маленький зверек,
Кто же догадаться смог?
Дети собирают картинку с изображением Лунтика.
Логопед:
Правильно, это Лунтик. Он к нам прибыл с Луны. Дорога его была долгая и трудная, и он очень устал. Пусть Лунтик немного отдохнеть, а мы ему покажем, чему уже научились.
3. Психогимнастика.
Логопед: Давайте покажем, как мы обрадовались появлению Лунтика: скажем радостно: «А –А – А!»
А теперь дружно улыбнемся Лунтику и скажем: «И –И –И!»
А теперь удивимся его появлению на нашей планете: «О –О – О!»
А теперь покажем, как мы расстроимся, когда он улетит обратно: «У- У –У»
4. Артикуляционная гимнастика.
Логопед:
Лунтик отдохнул и готов отправиться с нами в морское путешествие. Но перед путешествием нужно подкрепиться. Давайте напечем блинчиков и съедим их с вкусным вареньем (дети выполняют упражнение «Блинчик» и «Вкусное варенье»), а теперь проверим, как мы сможем перенести морскую качку (упражнение «Качели»)
А вот и наш корабль.
Выставляется картинка кораблика.
Посмотрите, какой большой парус у нашего кораблика (упражнение «Парус»)
5. Закрепление изолированного произношения звука [л].
Логопед: Мы хорошо подготовились и готовы отправиться в путь.
Игра «Корабль».
Логопед: Мы поднимаемся на борт нашего корабля и отправляемся в морское путешествие с песенкой кораблика «Л – Л – Л»
Дети произносят звук Л
Логопед: Расскажите Лунтику, как правильно произнести звук Л?
Логопед вместе с детьми повторяет правильную артикуляцию звука Л: губы улыбаются, зубы разомкнуты, язык широкий, кончик языка за верхними зубами, дуем в щеки.
Логопед: Скажите, звук [л] гласный или согласный?
Дети: Согласный.
6. Автоматизация [Л] в слогах.
Логопед: Пока мы повторяли звук Л, наш корабль причалил к острову. Посмотрите, сколько на этом острове красивых ракушек. Давайте соберем для Лунтика ракушки. А пока собираем, повторяйте за мной слоги: ала– улу – илы – оло. (Дети собирают ракушки и повторяют за логопедом слоги.)
7 Автоматизация [л] в словах.
Логопед:
Как много ракушек мы собрали. А теперь можно поиграть. Лунтик очень любит играть в мяч. Давайте покажем ему игру «Один – много»
Игра «Один -много» (логопед бросает детям мяч и называет слова в единственном числе, а дети образуют от них множественное число)
Пчела – пчелы
Скала – скалы
Акула –акулы
Пила – пилы
Школа –школы
Шпала - шпалы
8. Развитие фонематического слуха.
Игра «Накорми Лунтика»
Логопед: Молодцы! Вы прекрасно справились с этим заданием. А теперь наступило время немного отдохнуть. Лунтик очень проголодался. Накормим его?
Дети: Да.
Логопед : Выбирем для Лунтика те продукты, в названии которых есть звук [л]
Детям предлагается выбрать картинки, в названии которых есть звук Л (яблоко, колбаса, молоко, клубника, булка)
9. Физкультминутка.
Логопед: После сытного обеда Лунтик предлагает нам поиграть вместе с ним.
Игра «Пила» Дети парами, взявшись руками крест -накрест, пилят «бревна» (нижнюю пару рук) и декламируют:
Заработала пила
Зажужжала, как пчела,
Пропилила кусок,
Наскочила на сучок,
Треснула и стала –
Начинай сначала!
10. Автоматизация [л] в предложениях.
Игра: «Куда спрятал Лунтик?» Составление предложений с предлогами.
Логопед: Лунтик любит прятать разные предметы.
Посмотрите на картинки и ответьте на вопросы:
Куда Лунтик спрятал морковь? (яблоко, тыкву)
Ответы детей (Лунтик спрятал морковь на стул.
Лунтик спрятал яблоко в коробку. Лунтик спрятал тыкву под лавку.)


Логопед: Молодцы! Вы справились с заданием, а теперь давайте вернемся на наш корабль. Нам пора возвращаться обратно. А на обратном пути расскажем стишок про Лунтика.
11.Автоматизация [л] в чистоговорках.
Дети за логопедом повторяют чистоговорку и массируют пальцы рук пружинкой Су – Джок.
Ла –ла – ла, стоит Лунтик у стола.
Лу –лу –лу, подойдем и мы к столу.
Лы –лы –лы, Лунтик вымыл все столы.
Ла – ла – ла, Лунтику мед несет пчела
Ла –ла – ла, Лунтик, как идут дела?
12. Итог занятия.
Логопед: Вот и подошло к концу наше путешествие.
Какие задания были сложными для вас?
Какие понравились игры?
13. Оценка работы детей.
Логопед:
Вы прекрасно играли, и Лунтик вам очень благодарен и дарит на память о нашем путешествии картинку – раскраску.

Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, фразах.

Задачи:

Коррекционно - обучающая:

Выработать правильный артикуляционный уклад при произношении звука [л].

Упражнять в четком произнесении звука [л] в слогах, словах,

Коррекционно - развивающая:

Развивать фонематический слух,

Развивать плавный выдох,

Развивать слуховое и зрительное внимание,

Развивать мелкую моторику.

Коррекционно - воспитывающая:

Воспитывать усидчивость, самоконтроль.

Оборудование : кубик с артикуляционной гимнастикой, контейнер с водой, цветной мячик для настольного тенниса, коробочка, шарики для творчества, парные картинки, детали цветочков (белые и цветные), слон, клетка, замок, коробочка в виде ямы, маленькие звери: лев, зебра, бегемот, обезьяна, тигр.

Предварительная работа : разучивание разминки «Колдун»/

Ход занятия:

I . Организационный момент.

– Здравствуй. Садись на стульчик. Сегодня мы с тобой отправимся в сказку. Чтобы в нее попасть – закрой глазки (Логопед ставит на стол замок, клетку со слоненком ). Открывай глазки и послушай начало сказки. Жил-был слоненок. Он не выговаривал звук Л. И подсказали ему, что в замке живет волшебник, который поможет ему говорить этот звук. И пошел слоненок к нему. Но это оказался злой колдун. Он заточил его в клетку. Слоненка нужно спасать.

II . Сообщение темы занятия.

– Поможем слоненку? Давай спасем его от колдуна? Мы с тобой научимся произносить звук Л. Заодно и слоненка научим. Но к замку дорога нелегка. Колдун расставил нам ловушки и чтобы их обойти, нужно выполнить задания. Но я уверена, ты легко с ними справишься.

III . Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.

– На нашем пути первая ловушка. Камень. Ты видишь, что камень не простой. Выполнив все эти задания, мы скатим его с пути.

На каждой грани кубика картинка, соответствующая артикуляционному упражнению:

Заборчик

Подъезжает шофёр,
Ну, а впереди – забор.
Тормозит и назад.
И так восемь раз подряд.

Окно

Открываем рот пошире,

Держим раз, два, три, четыре.

Если прыгает язык,

«А-а-а» поем, и он лежит!

Блинчик

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке,

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

Маляр

Подниму я язычок

И покрашу потолок,

Двигаться вперед-назад

Язычок наш очень рад!

Молодец, ты хорошо справился. Камень мы с тобой убрали.

2. Выработка плавного выдоха.

– И дошли до реки. Но колдун сломал мост, и теперь звери не могут перебраться на тот берег. Давай мы их с тобой перевезем. Хорошо, что лодка осталась.

(Перед ребенком прямоугольный контейнер с водой, на воде цветной теннисный мячик. Ребенок дует на мячик, логопед по очереди переставляет зверят ).

Всех перевез, молодец.

3. Развитие фонематического слуха. Игра «Поймай звук»

– Вот мы и подошли к следующей ловушке. Это яма, которую вырыл колдун, чтобы туда попадали разные зверята. Давай мы ее с тобой засыплем. Я сейчас буду называть тебе слова. Слушай внимательно. Если в слове есть звук Л, ты кидаешь в яму камень.

Лак, мак, стол, стоп, лай, воск, диван, окно, мел, стул, дом, лапа.

Ты замечательно работаешь. Теперь зверята точно не попадут в ловушку.

4. Игра «Бесцветные цветы».

– Мы с тобой оказались на полянке, но посмотри: цветы бесцветные. Видимо и здесь колдун постарался. Но я знаю, как мы сможем добавить краски цветам. Чтобы получить цветной лепесток, нужно произнести правильно два слога со звуком Л:

ал-ол, ол-ул, ул-эл, эл-ал, ла-ло, ло-лу, лу-лы, лы-ла,

(Ребенок повторяет слоги за логопедом и меняет белый лепесток на цветной ).

5. Физминутка.

– Думаю, что мы немножко устали с тобой обходить ловушки колдуна. Давай отдохнем немножко.

(Ребенок повторяет слова и движения за логопедом )

В лес пришёл волшебник злой.
Он ужасный и большой.

Он руками замахал
И зверей заколдовал.
Но пришли друзья-детишки,
Озорные шалунишки,
Стали думать и решать,
Как задания выполнять.
Наконец, они решили
И зверей освободили.
А теперь, друзья,- плясать,
Нам не надо унывать.

Шагают на месте

Показывают злость на лице и обводят руками большой круг

Машут руками, будто колдуют

Весело шагают вприпрыжку

Показывают, что думают

Показывают, что решили задание

Берутся за руки и пляшут

6. Дидактическая игра «Один-много».

– Ну вот мы и пришли с тобой к замку злого колдуна. (Клетка убрана, слоненок стоит перед замком ). Он за нами наблюдал все это время, посмотрел, как ты ловко обходишь его ловушки, что испугался и убежал. А когда он побежал, он смахнул картинки со своего стола и они все перемешались (Логопед выкладывает парные картинки по теме профессии ). Слоненка мы конечно с тобой выручили, он благодарит тебя за помощь. Но мы же не может оставить здесь такой беспорядок. Давай приберемся, и пусть в замке колдуна живут все звери леса.

(Найти парные профессии и назвать один-много).

IV . Итог занятия.

– Какой ты молодец. И в ловушки не попал, и колдуна прогнал, и слоненка освободил. Тебе понравилось на занятии? А какое задание понравилось? А что было трудно выполнять?

(Ответы ребенка. )

Конспект логопедического занятия на тему: « Автоматизация звука Л в предложениях.»

Цель: автоматизировать звук Л предложениях.

корригировать произношение; корригировать и развивать артикуляционный аппарат и лицевую мускулатуру; корригировать и развивать мелкую моторику рук; корригировать и развивать фонематическое восприятие; развивать просодическую сторону речи; развивать внимание, память, логическое мышление.

уточнить и расширить словарь на тему: «школьные принадлежности» учить образовывать формы ед/мн. числа существительных; формировать представления о звуко - буквенном анализе слов.

воспитывать умения слушать педагога и сверстников; воспитывать чувства эмпатии к людям

соблюдать правильную посадку ребенка; преодолевать перегрузку детей путем переключения на разные виды деятельности, дозированная подача информации; учитывать возрастные особенности детей, ведущего вида деятельности.

Наглядные пособия и раздаточный материал: круги сине-зеленые 6 шт., аппликатор «Кузнецова» 6 шт., картинки с изображением поз артикуляционной гимнастики, презентация по самомассажу лица, газета с фотографией мальчика, предметные картинки (ластик, фломастер, пенал), портфель, линейка, пенал, точилка, ластик, фломастер, буквы А,О,У,Ы,Э.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть.

Давайте вспомним наше правило: у нас на занятии ушки слушают и все слышат, глазки смотрят и все видят, голова работает, а руки нам в этом помогают.

II. Основной этап. Изучение нового материала (ИНМ).

Ребята, сегодня я в газете увидела статью про мальчика по имени Кирилл, который пошел в этом году в школу в 1й класс и столкнулся с множеством трудностей. Дело в том, что он никогда не ходил в детский сад, считал, что там скучно, ничего интересного воспитатели не рассказывают, в общем, нечем заняться в детском саду. А когда он встречал ребят, идущих в детский сад, то он строил гримасы, кривлялся, показывал язык. Как вы считаете, это хорошее поведение? (ответы детей)

Мы с вами на наших занятиях можем показывать язык, но не для того, чтобы кого-то обидеть, а для чего? (ответы детей) - Чтобы натренировать язык, сделать его подвижным. Артикуляционная гимнастика. «Улыбка» Растяни в улыбке губы и пропой тихонько - и-и-и Зубки все видны сверху, снизу посмотри. «Хоботок-улыбка-домик» Хобот вытянул слонёнок. Улыбается ребёнок, Вот зевает бегемот, Широко открыв свой рот. «Пирожок» Выходи-ка язычок, превратись скорей в пирог, будешь прыгать на губе пя-пя-пя скажу тебе. «Кружок» Нарисовать могу я круг, не разжимая даже губ. «Маляр» Язык - как кисточка моя, И ею нёбо крашу я. «Лошадка» Язык к небу присосали и от неба оторвали: То лошадка-язычок громко делает щелчок! «Змейка» Змейка - узкий язычок, выползай скорей вперед. Не касаясь губ, зубов, а тянись вперед, вперед. «Качели» Качели летают то вверх, а то вниз Ах, мой язычок, за зубки держись!

А еще мы с вами умеем выполнять самомассаж лица. Самомассаж с презентацией. (О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева «Исправляем произношение»). Ручки растираем и разогреваем, И лицо теплом мы умываем, Грабельки сгрибают все плохие мысли. Ушки растираем вверх и вниз мы быстро. Щечки разминаем, чтобы надувались. Губки разминаем, чтобы улыбались.

Изучение нового материала. Д/и «собери портфель»

В газете я прочитала, что Кирилл настолько невнимательный, что в школьный портфель кладет все подряд, что пригодится и что нет. Давайте мы в портфель положим только те предметы, которые пригодятся на школьных занятиях. (Пенал, ластик, фломастер, линейка, клей, альбом, мел, точилка, шнур, крышка, коробка.)

Как называются все эти предметы? Ответ детей. Школьные принадлежности.

Закрепление изученного материала (ЗИМ). - Послушайте внимательно и скажите, какой звук встретился во всех этих словах. (ластик, пенал, линейка, клей…) Звук [Л]. В каких- то словах он был мягкий, а в каких- то твердый. - Я буду называть школьные принадлежности, если в слове мягкий звук [л’], то покажите мне зеленый кружок, если [л]- твердый, то синий, если вы не слышите эти звуки-то ничего не показываете. Ластик, Линейка, Мел, Клей, Карандаш, Точилка, Циркуль.

В статье рассказывает Кирилл о том, что школьные задания просто невыполнимы. Он говорит, что они сложные и приводит пример домашнего задания. Я уверенна, что вы справитесь с таким заданием. Попробуем. Работа со схемами. На доске три схемы слов. К каждой схеме подберите нужное слово и объясните, почему вы так решили: Л_________ Ластик ____Л_____ фЛомастер, _________Л пенаЛ.

Динамическая пауза с мячом стоя у стульев.

Ребята, а вы загадки любите отгадывать, а играть? Давайте поиграем в игру «2-5».

Мяч я буду бросать тому, кто отгадает загадку. Кто загадку отгадает, тот и мяч мой получает.

Если ты его отточишь

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это? … . (Карандаш)

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка.

Можешь и нарисовать. Что такое я? … . (Тетрадь)

Новый дом несу в руке,

Дверца дома на замке.

Тут жильцы бумажные, Все ужасно важные. (Портфель)

Кто я, если прямота Главная моя черта? (Линейка)

Дыхательные упражнения. - На вопрос журналиста: кем ты хочешь стать, когда вырастешь, он ответил, что проще всего быть певцом. Открывай себе рот и все. Но ведь, что бы долго петь, должен быть сильный голос. – Давайте покажем, как это получается у нас. Будем петь гласные звуки, т.е. звук, который тянется. Нет никакой преграды, язычок лежит внизу рта. Поется? Набираем воздух через нос, плечи не поднимаются, воздух заполняет живот и на выдохе поем. «Цветок распускается» - [а]. Исходное положение – стоя, руки опущены. Руки через стороны поднять вверх - вдох. Руки через стороны вниз, поем: « А-а-а» - выдох. «Пускаем облачко» - [о]. Исходное положение – стоя, руки опущены. Руки в стороны – вдох. Руки соединяются, кисти складываются, изображая букву О, продвигаются вперед ото рта – выдох. «Рубим дрова» - [у]. Исходное положение – стоя, руки опущены. Ноги шире плеч. Прямые руки вверх – вдох. Наклон – поем: «У-у-у» (О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева «Исправляем произношение»).

Кирилл хоть и ходит в школу, но до сих пор не научился писать. Давайте с вами воспользуемся ковриками и напишем на нем гласные буквы. Пальчиковая гимнастика с ковриком травка.

В школу все идут детишки, а в портфелях у них книжки. Будут книжки открывать и в тетрадочках писать: Букву Э и букву О- знают они уже давно, букву У и букву А помнят и про них всегда, а последней букву Ы- сейчас напишем дружно мы.

Все тетрадочки убрали, и играть все побежали. (О.И. Крупенчук «Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова»). Автоматизация звука [Л] в чистоговорках.

Чтобы вашу речь всегда понимали, нужно говорить четко, неторопливо. В этом нам помогут чистоговорки.

Чистоговорки-это стихотворные упражнения. Работа с чистоговорками. Говорим медленно, каждый звук четко проговариваем.

Второй раз с хлопками.

Ал-ал-ал на столе лежит пенал.

Ол-ол-ол- альбомный лист упал на пол.

Ул-ул-ул-портфель клади на стул.

Какой звук встречался здесь чаще других? Звук [Л]

Работа над лексико-грамматическим строем речи. «Исправь ошибку в предложении» - А еще в своей речи Кирилл постоянно допускает ошибки. Послушайте, как он говорит и исправьте.

Скажи верно: «В пеналу лежат карандашей».

«Лариса лепит из пластилину корзинку».

Портфель стоит на стулом».

«У меня есть портфеля».

«У меня нет фломастер».

« Я забыл дома линейкой».

Итог занятия.

Вы такие молодцы, ребята. Вам все задания по плечу. Я рада, что вы такие внимательные, и умные

Я много думала о Кирилле, зачем о нем написали в газете, что с ним будет дальше? Написали затем, чтобы предупредить о том, что может произойти, если не трудится. Скажите, вам его жалко, ведь он многое не узнал, т.к. не ходил в сад и школу, но он еще ребенок и у него вся жизнь впереди. Ведь исправится никогда не поздно. Ребята, а что мы можем посоветовать Кириллу? Я запишу ваши пожелания, советы и попробую их передать Кириллу.

А вас я благодарю за работу, за вашу отзывчивость и хочу вам подарить небольшие подарки. Раздаю детям закладки с их именами. И одну передам Кириллу.

Голубой платок (ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА) К 28.11.2017Г

Мила купила голубой платок. Он был гладкий, шелковый, с кистями-загляденье! Мила хотела надеть платок в школу. Когда Мила достала платок с полки, он оказался мятым. Стала Мила гладить платок. Но тут зазвонил телефон. Мила выбежала из комнаты, а утюг оставила на платке. Когда Мила вошла в комнату, она поняла, что голубого платка у нее не стало!

Голубой платок (ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА) К 28.11.2017Г

Мила купила голубой платок. Он был гладкий, шелковый, с кистями-загляденье! Мила хотела надеть платок в школу. Когда Мила достала платок с полки, он оказался мятым. Стала Мила гладить платок. Но тут зазвонил телефон. Мила выбежала из комнаты, а утюг оставила на платке. Когда Мила вошла в комнату, она поняла, что голубого платка у нее не стало!

Голубой платок (ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА) К 28.11.2017Г

Мила купила голубой платок. Он был гладкий, шелковый, с кистями-загляденье! Мила хотела надеть платок в школу. Когда Мила достала платок с полки, он оказался мятым. Стала Мила гладить платок. Но тут зазвонил телефон. Мила выбежала из комнаты, а утюг оставила на платке. Когда Мила вошла в комнату, она поняла, что голубого платка у нее не стало!

Индивидуальное занятие

Тема: «Автоматизация звука [л] в словах, словосочетаниях»

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная:

Закрепить понятие о механизме образования звука [Л].

Учить ребенка давать акустико-артикуляционную характеристику звуку.

Закрепить навык правильного произношения звука Л в слогах, словосочетаниях.

Коррекционно-развивающая:

Развивать мелкую, артикуляционную моторику.

Развивать психические процессы – память, внимание, зрительное восприятие.

Развивать умение согласовывать существительное с числительным.

Коррекционно-воспитательная:

Воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

Карточки, артикуляционный профиль- схема звука Л, слова-карточки, зеркало.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

    Попеременное выполнение «Улыбки» и «Трубочки»;

    «Лопатка» - улыбнуться, приоткрыть рот, широкий передний край языка положить на нижнюю губу, удерживать под счет 1-5, 1-10.

    «Наказать непослушный язык» - положение языка как при упражнении «Лопатка», - язычок лежит на нижней губе, пошлепывая его губами произносить «ПЯ-ПЯ-ПЯ-ПЯ». Язык не должен напрягаться в это время или «убегать» в рот.

    «Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот, язык двигается по верхней губе снизу вверх, но не из стороны в сторону (как будто слизывает варенье). Нижняя челюсть должна быть неподвижна.

    «Качели» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5, потом поднять широкий язык за верхние зубы и так же удерживать под счет от 1 до5. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

    « Лошадка» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает).

    «Пощелкай беззвучно» - те же движения языком, как и в упражнении «Лошадка», но беззвучно.

    « Пароход гудит» Приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы] (как гудит пароход). Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

    Упражнение на развитие правильного речевого выдоха.

Открываем мы глаза,

Вдох - и тянем долго: А-А-А...

Утром солнышко взошло

Снизу вверх мы тянем: О-О-О...

Днем по горкам ездим мы: Ы-Ы-Ы...

Ночью смотрим на звезду -Сверху вниз слетает: У-У-У...

Завывает пурга

И не видно ни зги: И-И-И...


Объявление темы занятия.

Отгадай загадку:

Сидит дед,

Во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает(ЛУК)

Какой первый звук в слове ЛУК (Л)

Назови предметы, изображенные на картинках? (ЛОПАТА, ЛАМПА, ЛОЖКА)

Что общего в этих словах? (начинаются на звук Л)

Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться правильно произносить звук Л.

3. Анализ артикуляции звука Л. (артикул. профиль)

Чтобы правильно произносить звук Л, что должны делать губы, зубы, язык?

Губы - в легкой улыбке

Зубы - сближены.

Кончик языка - упирается в верхние зубы.

Средняя часть языка и боковые края опущены.

Задняя часть языка поднята.

Воздушная струя проходит по бокам языка.

Расскажи по схеме самостоятельно.

Произнеси звук Л многократно, отрывисто.

Проверь, правильно ли у тебя работают губы, зубы, язык, когда ты произносишь звук Л.

4.Автоматизация звука.

1.Запомни и повтори слоги:

АЛ-ОЛ-УЛ-ЫЛ БЛА-БЛО-БЛУ

ОЛ-УЛ-ЫЛ-АЛ КЛА-КЛО-КЛУ

УЛ-ЫЛ-АЛ-ОЛ ПЛА-ПЛО-ПЛУ

ЫЛ-АЛ-ОЛ-УЛ ЗЛА-ЗЛО-ЗРУ

2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Я буду произносить слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком Л:

ПОЛКА ЯМА

ВОДА СЛАВА

КУПОЛ КОЛОДЕЦ

ЛАМПА АРБУЗ

МОЛОКО ПАЛАТКА

2).Прочитай слова, вставляя пропущенную букву Л:

ОТО ЯБ...ОКО БУ…ЫЖНИК

АК КРЫ...О Б…УЗКА

УПА ПО...КА ГА…КА

АМА СТО...БИК МЕТ…А

АДЬЯ КУ...АК К..АСС

ОКОТЬ КАБ...УК П…ОТ

3) Игра «1-2-5-7-9-10»

Посчитай СТОЛБИКИ.

БЛУЗКА, ЛОКОТЬ.

4) - Скажи, пожалуйста, что находится между яблоком и луком?

Что находится над яблоком?

Что находится под луком?

Что находится над бокалом?

5)Игра «Скажи наоборот». Не забывай отвечать полным предложением, и правильно произносить звук [л].

У березы ствол тонкий, а у дуба…..

Заяц трусливый, а лев …….

Суп горячий, а мороженое…

Собака сытая, а волк…….

Воздушный шар легкий, а гиря…….

Великан сильный, Дюймовочка……

Настенька добрая, а Марфуша……

Уголь чёрный, а мел …

6).Соедини слова-предметы с подходящими по смыслу словами-признаками. Прочитай получившиеся словосочетания

ЛАСКОВОЕ ЯБЛОКО

КРУГЛОЕ СТУЛ

СЛОМАННЫЙ ПАЛОЧКА

ВОЛШЕБНАЯ СОЛНЦЕ

7). Игра «Исправь взрослого»

Из воды потёк шланг.

Михаил ел в шашлыке столовую.

Клава обошла в магазин за маслом.

Луша пошла в школу.

5. Итог.

Правильное произношение какого звука мы закрепляли на занятии?

Что должны делать органы артикуляции, чтобы правильно произносить звук Л.

(самостоятельный анализ)

Оценка.

Молодец, сегодня ты правильно произносил звук Л, следил за органами артикуляции и справился со всеми упражнениями.

Домашнее задание. Выучить скороговорку: Клава клала лук на полку, позвала к себе Николку.

Приложение

Задание№1. Прочитай слова, вставляя пропущенную букву Л:

ОТО ЯБ...ОКО БУ…ЫЖНИК

АК КРЫ...О Б…УЗКА

УПА ПО...КА ГА…КА

АМА СТО...БИК МЕТ…А

АДЬЯ КУ...АК К..АСС

ОКОТЬ КАБ...УК П…ОТ

Задание№2. ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ

- Что находится между яблоком и луком?

Что находится над яблоком?

Что находится под луком?

Что находится над бокалом?

Что находится под юлой и над вилкой?

Что находится на нижней полке?


ЛАСКОВОЕ

ЯБЛОКО

СЛАДКОЕ

СТУЛ

СЛОМАННЫЙ

ПАЛОЧКА

ВОЛШЕБНАЯ

КЛОУН

ВЕСЁЛЫЙ

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения «Автоматизация звука [Л]» (с использованием здоровьесберегающих технологий).

Учитель-логопед

Власова Л.В.

ГБОУ СОШ 863 СПДО № 2

Оздоровительные задачи:

— развитие мимической мускулатуры, артикуляционного аппарата;

— развитие речевого и физиологического дыхания;

— рецепторное воздействие на кисти рук, развитие мелкой моторики;

— профилактика нарушений зрения;

— развитие общей моторики;

— развитие воображения, мышления.
Цель: автоматизация звука [Л] в словах и фразе.
1. Коррекционно-образовательные задачи:

— автоматизировать произношение звука в словах, фразе;

— закрепление навыка деления слов на слоги;

— чтение односложных слов без стечения согласных;

— закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

— преодоление аграмматизмов в речи (словосочетание сущ.+числит.);

— уточнение и расширение лексического запаса (антонимы);
2. Коррекционно – развивающие:

— развитие кинетическойй основы артикуляционных движений;

— развитие сенсорных и моторных функций;

— развитие функций языкового анализа и синтеза;

— развитие познавательных процессов путём их постоянной активизации в процессе занятия;

— развитие грамматического, лексического, синтаксического строя речи.

3. Коррекционно – воспитательные:

— воспитание положительной мотивации в учебной деятельности;

— воспитание правильной звуковой культуры речи.

Оборудование:игровые тренажеры для развития дыхания, шарик су-джок, предметные картинки на зв [Л], картинка «Облака» с написанными на облаках односложными словами без стечения согласных, разрезные карточки с цифрами, наклейки с животными, иллюстрации.

Ход занятия
1. Оргмомент. Психогимнастика.
«Посмотри, это ласточка. Знаешь эту птичку? Изобрази, как ласточка летает, радуется теплу. Но прилетел коршун, ласточка боится за своих птенцов.

А теперь коршун улетел, и ласточка радуется солнышку».

2.Сообщение темы занятия.

А с какого звука начинается слово «ласточка»? Сегодня мы будем продолжать учиться произносить этот звук. А с чего мы всегда начинаем занятие? Правильно, с зарядки.

3. Артикуляционные упражнения.

«Улыбка-хоботок», «Зайка думает», «Слоненок», «Качели», «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Индюк», «Вкусная конфета».

4. Дыхательные упражнения (развитие физиологического дыхания и речевого дыхания).

А) Использование игровых тренажеров на развитие силы и глубины выдоха «Паровозик», «Птичка в клетке», вертушек.

Б) Игра «Ниточка»: Вдох носом, воздух набираем в живот и на выдохе тянем зв [Л], наматывая воображаемую нитку на руку, нитка-выдох должна получиться длинной.

  1. Чистоговорки. Самомассаж су-джок шариками.

Проговариваем чистоговорки и массируем ладони и пальцы. Шариком круговые движения по ладошке, потом продольные движения шариком по каждому пальчику (левая, правая рука).

Лы-лы-лы – ласточки малы.

Лы-лы-лы – облака белы.

Ла-ла-ла – ласточка мила.

Ла-ла-ла – у ласточки дела.

Лу-лу-лу – увидела пчелу.

Лу-лу-лу – радуется теплу.

Ло-ло-ло – летом так светло!

Ло-ло-ло – летом так тепло!

6. Игра «Измени слово». Самомассаж колечками су-джок.

«Назови слово ласково» (уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных). На каждое слово надеваем и снимаем колечко с пальчика.

Речевой материал: лошадь, палатка, яблоко, футболка, кукла, пила, голова, молоко, голубь, голос.

7. Динамическая игра «Острова»: деление слов на слоги. «Скажи наоборот» (антонимы).

На полу «острова»-квадраты с цифрами 1,2,3,4.

«Произнося слово по слогам, перепрыгивай с острова на остров. Сколько слогов в слове, на тот остров ты и должен перепрыгнуть. Скажи наоборот:

Несмеяна грустная, Буратино-;

силач сильный, а малыш -;

фея добрая, а колдунья -;

дедушка старый, а папа-;

лужа мелкая, река-;

таблетка горькая, конфета -;

перо легкое, штанга-;

чайник горячий, снег-;

земля черная, снег-;

собака сытая, волк-.

8. Игра «Облако». Зрительная гимнастика .

А) Существительное + числительное. «Посмотри, что здесь нарисовано. Давай посчитаем, сколько здесь облаков (одно облако, два облака…..шесть облаков».

Б) Прочитай, что написано на облаках: лак, лук, лад, лоб, пол, кол.

В) Упражнение “Облако”.

Рисуем глазками облака: по кругу — 3 раза по часовой стрелке, 3 раза против часовой и лежачие восьмёрки – в разные стороны).

9. Релаксационная минутка. Искусственный пальминг по методике Бейтса:

Закрыть глаза и прикрыть их ладонями рук. Ладони складываются крест-накрест, так чтобы суставы первых фаланг мизинцев наложились друг на друга. Пальцы рук скрестить на лбу. Ладони необходимо сложить чашкообразно, чтобы они не давили на глазные яблоки. Точка пересечения мизинцев «сидит» на твердой части переносицы.

10. Игра «Нелепицы» :«Посмотри внимательно и скажи, что неправильно нарисовал художник?»

11. Итог занятия. Ты молодец, в награду выбери себе наклейку со зв. [Л] (слон). На следующем занятии, я уверена, у тебя еще лучше все будет получаться.